Инвесторы фонда Da Vinci Capital намерены через суд потребовать от Павла Дурова компенсировать ущерб из-за неудавшегося блокчейн-проекта TON. Ещё в прошлом году Telegram начал возвращать инвесторам вложенные деньги. Партнёрам не из США предлагалось оформить свои вложения в TON как кредит под 52,77% годовых, чтобы получить 110% вложенных средств в 2021 году. Резиденты США могли сразу забрать 72% вложений
Дуров вернул к декабрю 2020 года $770 млн, около $443 млн рефинансировал в кредиты и остался должен только $6 млн. Эксперты крайне удивлены действиям Da Vinci Capital, поскольку Павла Дурова они называют надёжным предпринимателем. Хотя действия фонда можно объяснить тем, что они изначально хотели получить больше контроля над Telegram, чтобы заработать на его развитии, а провал TON они воспринимают как ущерб их планам. Тем не менее, есть вероятность того, что если суд будет проходить не в российской юрисдикции, то иск могут удовлетворить.
Негативное впечатление
Основателем и управляющим партнером Da Vinci Capital является Олег Железко, который считается одной из ключевых фигур в российской индустрии прямых инвестиций. Ранее Железко уже говорил, что общее впечатление от провала TON у компании негативное, объясняя это тем, что инвесторы потеряли деньги и ситуация сама по себе была достаточно сложная.
Во вторник, 2 марта, стало известно, что Da Vinci Capital отправили основателю Telegram уведомление о намерении подать иск. В случае отказа Дурову грозит судебное разбирательство в Лондоне. Согласно источникам Forbes, письмо от инвесторов было направлено самому Павлу Дурову, вице-президенту Telegram Илье Перекопскому, а также другим топ-менеджерам и юристам TON. В Da Vinci Capital требуют компенсировать ущерб в объёме $100 млн.
Источник "ДП" в Telegram в свою очередь сообщил, что угрозы поступили только от одного инвестора — Disruptive Era Funds (DEF), которой управляет Da Vinci Capital. По его словам, речь идёт о письме DEF с требованием вернуть $20 млн. "Нет свидетельств, что им удалось собрать существенное количество других инвесторов, хотя известно, что они пытались", — заявил источник.
При этом юристы из американской компании Skadden, по словам этого же источника, считают, что у этих претензий мало шансов на успех, так как в договоре были ясно прописаны как расходы, так и риски вложений. Если же DEF всё-таки обратится в суд, то им придётся делать это в арбитраже (LCIA), ведь именно такой способ предусмотрен договором.
В целом Telegram привлекла на развитие TON $1,7 млрд от более чем 170 инвесторов. Только DEF заключил с Telegram соглашение о покупке токенов на сумму $72,1 млн, на счёт Telegram поступило, по данным Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), порядка $45,4 млн. Официально о закрытии проекта Дуров объявил в мае 2020 года, потому что суд США поддержал запрет SEC на продажу токенов Gram.
Схемы выхода из ситуации
Ещё перед закрытием проекта в Telegram предложили несколько схем для возврата средств инвесторам. Сначала компания предлагала сразу забрать 72% вложений, а нерезидентам США разрешалось и дальше участвовать в проекте на новых условиях. Им предлагалось оформить свои вложения в TON как кредит под 52,77% годовых. В этом случае инвестор получил бы через год 110% своих инвестиций. Затем, когда стало известно, что комиссия по ценным бумагам "забанила" проект, в Telegram предложили нерезидентам США и тем, кто находится за пределами этой страны, всю ту же кредитную схему, но при этом за Telegram оставалось бы право погасить кредит в любой момент. В этом случае инвесторы получили бы 72% своих вложений плюс проценты по кредиту, которые будут начислены к тому времени. К декабрю 2020 года Павел Дуров вернул $770 млн, около $443 млн рефинансировал в кредиты, по $6 млн не рассчитался.
В ИАЦ "Альпари" крайне удивлены действиям Da Vinci Capital: "В деле с инвесторами в TON нужно вникать в юридические тонкости, но информация эта закрытая. Прошёл год и только сейчас инвесторы фонда Da Vinci Capital потребовали компенсацию. Почему в 2021 году? Павел Дуров не из тех, кто кидает своих инвесторов. Он работает на долгосрочную перспективу. Уверен, что за этим иском стоит другая цель. Есть предположение, что кто-то захотел получить долю в Telegram, а ТОN лишь повод для судебных тяжб. Сейчас лучше дождаться комментариев Павла Дурова по этому письму", — считает Владислав Антонов, аналитик ИАЦ "Альпари".
То, что в Da Vinci Capital могли рассчитывать на долю в Telegram, допускает и Денис Кусков, гендиректор агентства TelecomDaily: "На ситуацию могло повлиять великое множество вещей. Возможно этот инвестор хотел получить больший контроль над соцсетью. Но Дуров не готов отдавать Telegram. Кроме того, возможно они хотели заработать на дальнейшем росте, но теперь этим планам не удастся воплотиться". При этом Кусков допускает, что так как суд будет проходить не в российской юрисдикции, то иск могут удовлетворить, но только в том случае, если суд найдёт для этого основания.
Задача инвесторов — вернуть большую часть вложенных в проект $1,7 миллиарда, но игроки рынка понимают, что любые инвестиции связаны с риском полной потери вложенных денег, отмечает Артем Лютик, управляющий директор ИК "Универ Капитал". Сейчас инвесторов интересует возврат денег, речь идёт о возмещении почти $626 млн до 30 апреля. Хотя в письме руководству Telegram со стороны DEF речь шла лишь о разнице между изначально инвестированной и возвращенной DEF суммой, это те самые $20 млн. Он не исключает, что возможны иски от других инвесторов.
"Но если команде Павла Дурова удастся сделать им более интересное предложение — часть участников блокчейн-проекта TON может отказаться от судебных исков в пользу прибыли, так как процесс в любом случае будет длительным и может занять не один месяц. Хотя при этом не исключены иски от других инвесторов, оказать давление на компанию они не смогут, но будут действовать в рамках правового поля. В свою очередь, Telegram может привлечь деньги через размещение облигаций сроком на пять лет", — заключил эксперт.