Сфера культуры в сравнении с ведением бизнеса порой воcпринимается как что–то более мягкое или простое. Дескать, пока директор строительного холдинга или сети гипермаркетов ночей не спит, думая о повышении маржинальности и минимизации затрат, руководитель музея может и в облаках повитать, и о высоком всласть поразмышлять.
Такое мнение можно назвать наивным и даже несправедливым. Особенно если речь идёт об управлении государственными музейными гигантами, на балансе которых стоят не просто объекты недвижимости, а настоящие национальные сокровища. Комплексом этого непростого имущества нужно эффективно управлять, беречь памятники как от современных опасностей, так и от влияния неумолимого времени. А ещё — налаживать отношения с федеральными и региональными ведомствами, не забывая прислушиваться к голосу общественности. Следить за тем, чтобы музей был равно интересен как широкой публике, так и научным исследователям. Повышать собственные доходы, не отпугивая посетителей высокой ценой на билеты. И при всём этом — помнить о высоком, не позволяя себе ни на секунду выпадать из контекста культурной столицы.
Три грации
Одним словом, во многом культурный менеджмент значительно сложнее и многограннее обычного предпринимательства. Как по масштабу задач, так и по уровню сопутствующего стресса. Тем интереснее, что тремя крупнейшими музеями–заповедниками Петербурга управляют женщины. Каждый год дворцово–парковые ансамбли Петергофа, Царского Села и Павловска принимают миллионы людей — как петербуржцев, так и туристов со всех уголков России и мира. Каждый из них увозит с собой бесценные впечатления, но редко кто задумывается о том, какой труд коллектива музея–заповедника и его руководительниц скрывается за красивыми фасадами дворцов, пышной зеленью парков и плеском фонтанных струй.
Ольга Таратынова возглавляет ГМЗ "Царское Село" с 2008 года. К патриархальным стереотипам о том, что для руководства необходима "твёрдая мужская рука", она относится с иронией, хотя признаёт, что разница в женском и мужском менеджменте всё же имеется.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Влиятельные женщины Петербурга — 2021
"Женщины более внимательны к деталям, они чаще доверяют собственной интуиции, и она их, как правило, не подводит. Но в целом гендерные качества не влияют на способность управлять коллективом. Она зависит скорее от внутреннего настроя, целеустремлённости, понимания своей ответственности и решительности в достижении результата, несмотря на препятствия. Пол человека тут ни при чём. Мне кажется, попытки примерять на себя манеры противоположного пола выглядят нелепо. То, что я женщина, мне не мешает, но и не помогает", — говорит Ольга Таратынова.
Занимающая с 2009 года должность генерального директора ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая замечает, что понятия "мужской ум" и "строгий системный ум" отнюдь не тождественны.
"Управление большим музейным хозяйством в первую очередь требует абсолютного профессионального знания истории культуры, искусства, архитектуры. В случае управления мемориальным комплексом важно понимание психологии его строителей и владельцев, людей из прошлого, — иначе не разобраться с настоящим. Очень помогает свойственная женскому полу эмоциональность: для успеха дела надо вложить в него душу, женщины, на мой взгляд, к этому более склонны, чем мужчины. Мне лично помогает в работе наличие двух образований: я инженер и историк искусства", — рассказывает она.
"Великое творение Павловск связано с именем его первой августейшей владелицы — Марии Фёдоровны, супруги Павла I. А героическое возрождение музея, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны, — с Анной Ивановной Зеленовой, легендарным директором Павловска. Точно знаю, что при моём назначении, как и при назначении моих коллег из Петергофа и Царского Села, женской квотой никто не руководствовался. Но отмечу: четверо из пяти моих заместителей — мужчины", — отмечает Вера Дементьева.
Обманчивая "мягкость"
Три директора музеев–заповедников единодушно признают, что пытаться перенимать манеру поведения другого пола — затея глупая и ненужная. Важнее общечеловеческие качества, такие как надёжность, порядочность, профессионализм. "Мужская манера выручает в использовании иногда крепкого слова. Это очень действенный путь, особенно когда слышишь в ответ: “Что ж вы сразу не сказали?”" — с иронией оговаривается Елена Кальницкая.
Разница между управлением музеем и коммерческим предприятием, с одной стороны, лежит на поверхности — всё–таки извлечение прибыли не является главной целью культурного учреждения. "Для музейных работников всегда существует невидимая черта, через которую нельзя переступать. Все же мы всегда осознаём, что наша основная миссия — просвещать людей, делать их лучше. Перспективы коммерческого успеха никогда не станут для нас главными. Поэтому музеи в идеале не должны следовать законам бизнес–сообщества, где во главу угла поставлен доход. Но понимать, как всё устроено в финансах и бизнесе, руководитель любого музея должен", — подчёркивает Ольга Таратынова.
При этом Вера Дементьева признаёт, что развивать музейное хозяйство, надеясь исключительно на бюджетные субсидии, невозможно. "Музей старается самостоятельно зарабатывать средства, которые мы направляем на содержание и реставрацию Павловского дворца и парка. Думаю, из–за многоаспектности задач для управления большим музеем–заповедником нужны более тонкие настройки по сравнению с бизнес–управлением, но решения должны быть столь же точными. Возможно, культурная сфера и выглядит более мягкой, но поверьте, прошлый год прошёл для нас в очень жёстком режиме", — говорит она.
Дорогу молодым!
Музеи–заповедники — далеко не единственный пример того, как нежная, но твёрдая женская рука формирует культурный ландшафт Петербурга. С 2014 года должность директора БДТ им. Товстоногова занимает Татьяна Архипова, перешедшая туда из Михайловского театра. Продюсер Ирина Афанасьева вот уже около 8 лет ставит успешные мюзиклы в "ЛДМ. Новая сцена". Благодаря энергии Марины Варвариной на Васильевском острове c 2010 года работает один из лучших музеев современного искусства в стране — "Эрарта".
Появляются и молодые проекты, у руля которых стоят женщины. Каждая выбирает свой стиль руководства — кто–то стремится контролировать каждую мелочь, кто–то делает ставку на правильный подбор команды. Петербургская художница Марина Фёдорова, основательница проекта Cosmodreams, который объединяет современные технологии и классическую живопись, считает, что какой бы ни была сильная женщина, в одиночку ей справиться со всем тяжело.
"Я больше художник, идейный вдохновитель и создатель арт–концепций. В моей команде есть специалисты, которые помогают мне продвигать проект, технически его сопровождать и взаимодействовать с партнёрами. Команда позволяет прежде всего фокусироваться на создании работ — это даёт мне возможность не теряться в рутине бизнес–процессов. Необходимо иметь сильную и уверенную команду, тогда не страшно встать у её руля, но при этом знать, что штурвал тебе всегда помогут держать согласно курсу", — рассказывает она.