18:3308 марта 202118:33
69959просмотров
18:3308 марта 2021
Три крупнейших мебельных центра в Петербурге – "Аквилон", "Мебельный континент" и "Богатырь" могут в ближайшее время сменить владельцев в результате бракоразводного процесса между Павлом Блохиным и Марией Блохиной. Причём бизнесмена не спас даже заключённый брачный договор – суд со второй попытки признал его недействительным. Теперь его бывшая жена сможет получить половину совместно нажитого имущества, которое оценивается в 18 млрд рублей.
Брак между четой Блохиных был заключён в 1999 году. Между супругами был подписан брачный договор, по которому всё имущество, нажитое во время брака, добрачное имущество сторон, а также имущество, полученное супругами в дар или в порядке наследования, является во время брака раздельной собственностью супругов.
Брачным договором были также определены особенности правового режима отдельных видов имущества. В частности, банковские вклады, а также проценты по ним, сделанные супругами во время брака, являются во время брака и в случае расторжения его собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны; доли в имуществе и доходах коммерческих организаций, приобретённые во время брака, в случае его расторжения являются собственностью того супруга, на имя которого оформлены указанные доли и так далее.
Спустя почти 18 лет, 25 июля 2017 года, решением мирового судьи судебного участка № 44 Санкт-Петербурга, вступившим в законную силу 25 августа, брак между сторонами расторгнут. От союза стороны имеют общих детей — 2005 и 2008 года рождения, которые проживают с матерью в квартире её родителей.
Согласно брачному договору, всё имущество, которое за 18 лет брака принадлежало Павлу Блохину, в частности доли в ООО "Богатырь", (мебельный центр "Богатырь", на Богатырском проспекте), ООО "Мебельный континент" (мебельный центр на Варшавской улице) и старейшем мебельном центре Санкт-Петербурга "Аквилон" (64 000 кв. м), расположенном на Новолитовской улице.
Общая площадь всех торговых комплексов составляет почти 200 тысяч м2. Суммарная выручка всех трёх компаний в 2019 году, по данным "Руспрофайл" составила почти 1,3 млрд рублей. По оценкам экспертов стоимость имущества может составить около 17,5 млрд рублей. Кроме того, Павлу Блохину принадлежит несколько земельных участков в Ленобласти.
После расторжения брака Мария Блохина согласно условиям брачного договора осталась без всего. Она и её несовершеннолетние дети после расторжения брака ввиду реализации условий брачного договора полностью лишены всего нажитого сторонами в браке имущества, в том числе, жилого помещения. Госпожа Блохина обратилась в суд и просила признать недействительным брачный договор, произвести раздел совместно нажитого имущества.
Впрочем, первый заход был неудачным – решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Мария Блохина оспорила эти решения в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу подлежащей удовлетворению. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм права судами были допущены.
Согласно определению коллегии, суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение. В итоге дело было направлено на повторное рассмотрение и теперь уже определение Калининского районного суда было решено признать брачный договор недействительным. Впрочем, сейчас это решение оспаривается в городском суде.
Юристы, опрошенные "ДП", говорят, что признать брачный договор недействительным крайне непросто. И это объяснимо. Дело в том, что в соответствии с российским законодательством брачный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Нотариус при удостоверении брачного договора проверяет, в том числе, его законность, а также разъясняет сторонам его содержание.
"Чаще всего брачный договор пытаются признать недействительным со ссылкой на то, что такой договор ставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Однако судебная практика последних лет свидетельствует о том, что суды склонны признавать брачный договор недействительным, только если один из супругов лишается по условиям такого договора всего совместно нажитого имущества. Если же имущество просто распределяется между супругами неравномерно, то доказать существенность такой диспропорции почти невозможно", — говорит Татьяна Микони, руководитель практики Pro Bono Адвокатского бюро S&K Вертикаль.
"То есть даже если один супруг по условиям брачного договора получает две трёхкомнатные квартиры в Москве, а второй — одну однокомнатную в Санкт-Петербурге, этого ещё недостаточно, чтобы признать, что такой договор ставит второго супруга в крайне неблагоприятное положение", — уточняет адвокат.
В данном случае, как говорят эксперты, ситуация однозначная — Мария Блохина не получила ничего, что и отметил Верховный Суд.
Разводы бизнесменов не редкость и в мире, и в России. Так в 2019 году развёлся самый богатый человек планеты Джефф Безос. Он согласился отдать жене Маккензи солидный пакет акций Amazon. Теперь она станет третьей в списке богатейших женщин мира. Впрочем, такой мирный исход редкость. В 2008 году развелись Дмитрий и Елена Рыболовлевы.
После 4 лет стороны пришли к мировому соглашению: речь шла об отступных в миллиард долларов, однако подписание сделки сорвалось. В итоге в 2014 году суд в Женеве обязал Рыболовлева выплатить бывшей жене $4,5 млрд, а также передать ей недвижимость, украшения и предметы искусства стоимостью еще $500 миллионов.
До последнего за своё состояние боролся президент "Интерроса" Владимир Потанин при разделе нажитого со своей супругой. О разводе было объявлено в 2014 году, но только спустя три года, начав поиск офшорных активов бывшего мужа по всему миру, Наталья получила компенсацию и ценные бумаги на $140 млн, хотя рассчитывала на миллиарды. Так что даже если Марии Блохиной удастся признать брачный договор недействительным, получить положенное ей имущество будет достаточно сложно.
В 2020 году число брачных заключаемых договоров выросло как в целом в России, так и в Санкт-Петербурге. Город на Неве традиционно входит в пятёрку регионов-лидеров по количеству брачных договоров. Рост количества заключаемых брачных договоров является небыстрым, но в то же время стабильным. И если сравнивать с показателями предыдущих лет, то в 2020 году было заключено в несколько раз больше договоров, чем пять лет назад.