Вячеслав Заренков в первую очередь известен как основатель и руководитель строительного холдинга "Эталон". Но помимо этого, он активно занимается преподаванием, развивает творческий проект "Созидающий мир", является членом Союза художников и Союза писателей, а также автором нескольких сотен запатентованных изобретений. А ещё несколько лет назад он написал книгу "Управление проектами", в которой систематизировал свой опыт в этой сфере. Не так давно вышло второе издание этой книги. "ДП" побеседовал с автором, чтобы понять, о чём эта книга, и как она создавалась.
Почему вы решили написать книгу об управлении проектами? Можно ли сказать, что вы на своём опыте убедились, что у бизнесменов сейчас есть пробелы в этой сфере знаний?
— Мысль написать книгу "Управление проектами" пришла после очередных встреч со студентами ГАСУ. В то время там открылась кафедра управления, и меня пригласили читать лекции на этой кафедре.
Встречаясь со студентами, я видел какая "каша" у них голове. Перебрав множество книг по управлению проектами, я понял, что все они как-то однобоко описывают основы управления. Где-то слишком заумно и непонятно, а где-то наоборот — совсем упрощённо и нелогично. И тогда появилась мысль написать книгу по управлению проектами с описанием чёткой, понятной для всех логической структурой управления проектом.
Прежде всего я вынужден был дать однозначное определение самому термину "проект", затем по полочкам разложить понятие "реализация проекта", описать функции и процессы. И многое другое. Ведь до появление моей книги мнения учёных в отношении определения термина "проект" разделились. Одни говорили, что проект — это продукт, другие, что проект — это действие. Первым я задал вопрос: если проект — это продукт, то как можно управлять проектом-продуктом? Это противоречит понятию "управление". Управлять можно только действием. Вторым задал другой вопрос: если проект — это действие, то как можно продать или купить проект-действие? Продать можно только продукт, а управлять можно только действием. В своей книге "Управление проектами", я ввёл дуалистическое понятие проекта — как действие и продукт одновременно.
После выхода книги к ней проявили интерес не только студенты и преподаватели вузов, но и предприниматели, она реально стала их пособием в бизнесе. Она была им понятна. В ней они могли получить реальные знания по ведению успешного бизнеса. Выстроить планирование и развитие своего бизнеса. После ознакомления с основами управления, изложенными в книге, у предпринимателей появлялась уверенность в успехе, уверенность в себе. Они были вооружены знаниями.
Как вы работали над книгой? Она писалась сразу, или для этого потребовался подготовительный период — сбор материалов, их сортировка и так далее?
— Над книгой я работал полтора года, без выходных и праздников. Сначала я перечитал массу имеющихся книг в надежде найти, на базе чего должна писаться книга. У меня в голове получилась такая же "каша", как и у моих студентов. И я решил убрать все книги и сесть за чистый стол и начать с нуля. Только свои знания, свои мысли, свои соображения. Определения, графики, диаграммы, термины. И главное — выверка каждого слова, каждой фразы, каждого предложения. Конечно, это не просто, это не художественная литература, здесь всё должно быть правильно и логично. Но вроде получилось. Книгой заинтересовались, она востребована.
Если посмотреть на сайты онлайн-магазинов по продаже книг, можно увидеть там большое количество книг по этой теме. В чём, на ваш взгляд, отличие вашей книги от других на эту тему?
— Я понимаю, что неэтично критиковать своих коллег, но хочу сказать следующие: и для студентов, и для преподавателей, и для предпринимателей важна простота в понимании изложенного в книге, логичность в написанном, стройность изложения, взаимосвязь описываемых процессов. И главное — возможность применения на практике полученных из книги знаний. Можно ведь забить голову читателя заумными формулами, различными многоступенчатыми теоретическими фразами и определениями, а возможность их применения — нулевая.
В моей книге каждое описанное понятие применимо на практике. И не только в бизнесе, но и в обыденной жизни. Ведь жизнь — это тоже своего рода проект. И постулаты, и понятия, описанные в книге, применимы и к этому уникальному проекту. В этом и есть ценность книги. Поэтому она и переведена на множество языков.
В книге вы касаетесь вопроса различия в управлении проектами в России и за рубежом. Насколько, по вашей оценке, эти различия существенны?
— Практика управления проектами показывает, что существенных различий в управлении нет. В отдельных случаях и у нас, и за рубежом есть неправильное понимание самого процесса управления. Нарушаются принципы, описанные в книге. Вот, к примеру, недавно я наблюдал процесс реализации одного проекта за рубежом — строительство общественного комплекса. Спрашиваю: а почему так долго строите? В ответ — сотня причин: и проект плохой, и материалы не те, и зарплата низкая, и прочая, прочая... Решил детально разобраться. Спрашиваю: а кто управляет проектом? Ответ ошарашил: а у нас коллегиальная ответственность, рабочая группа из 12 человек. Дальше разбираться уже не было смысла. Отсутствие руководителя проекта — вот причина всех бед. Нарушен основной принцип управления проектами: у каждого проекта должен быть руководитель, который создаёт команду, всё организовывает, всем управляет и за всё отвечает.
Кстати, в России в последние 10–15 лет проектное управление всё больше и больше набирает обороты. К примеру, компания "Эталон" перешла на проектное управление более 15 лет назад, и благодаря этому успешно развивается. Её примеру последовали и другие компании. И книга "Управление проектами" сыграла в этом процессе не последнюю роль.
Честно говоря, я бы посоветовал предпринимателям не рыться в поисках модных заумных зарубежных изданий с мудрёными фразами и словечками, а взять эту книгу и прочесть. И вы сразу поймёте её пользу. В ней всё просто и понятно. И применительно. Вам ведь "ехать, а не шашечки".
Можно ли вообще в современном мире заниматься бизнес-проектами, не имея необходимых для этого знаний и подготовки?
— Заниматься можно всем, чем угодно, кому угодно и в какой угодно сфере. Никто ведь не запрещает. И вы видите, что этим занимаются везде и на всех уровнях. Вопрос лишь в том, можно ли успешно заниматься, не зная хорошо предметную составляющую проекта. И ключевое слов здесь "успешно". Я считаю — нет. Каждый должен работать в той области, которую он хорошо, предметно знает. Не может артист управлять полётом в космос, а космонавт ставить спектакли в БДТ. Надо серьёзно переучиваться и тому и другому. И не у всякого получится переучиться.
Ведь, по существу, все беды в развитии бизнеса, экономики и даже государств в том, что управлением как проектами, так и отраслями в целом занимаются не профессионалы, а люди, не знающие предметную составлявшую управления. В книге "Управление проектами" всё это отражено.
Стоит ли ожидать новые книги по другим темам? За время руководства крупным холдингом вы накопили много знаний, которые могли бы быть полезными, например, для начинающих (и не только) бизнесменов.
— Да, есть такая мысль. Но, как всегда, катастрофически не хватает времени. Сейчас я испытываю на практике свою собственную систему обучения ведению бизнеса. Суть её в том, чтобы наряду с получением теоретических знаний дать желающему возможность за определённый срок самому пройти путь организации и развития бизнеса от нуля до выхода на IPO. Это и регистрация компании, организация офиса, подбор команды, подбор проектов, организация финансирования проектов и бизнеса в целом, юридическое сопровождение, безопасность и многое-многое другое... Путь этот занимает довольно длительное время, от трёх до пяти лет, но зато у будущего предпринимателя будет полное понимание того, как нужно делать успешный бизнес. В моём случае ожидаю результат через два-три года. Думаю, к этому времени, на базе этого опыта и новая книга будет готова.
Вы писали не только практические книги, но и художественную литературу. Что было сложнее писать?
— Это очень разные жанры. Художественные рассказы не требуют особого напряжения и тщательной выверки каждого слова, каждой фразы. Там герои живут своей жизнью, только успевай описывать их похождения. Это в принципе довольно легко. Да и читатель там другой, читает в основном для удовольствия, по крайней мере, в первый раз. Правда, потом иногда начинает задумываться, примерять своё видение ситуации, себя самого к прочитанному. А иногда и выводы делает, а это уже хорошо, потому что смысл любого произведения — дать посыл человеку изменить себя в лучшую сторону. И если это происходит после прочтения, значит писатель не зря трудился.
В научной и учебной литературе требуется очень тщательно подбирать нужные и правильные слова, строить предложения, составлять схемы, диаграммы, делать выводы. Здесь в основе логика, системность, всё должно быть взаимосвязано и в то же время понятно. В художественной литературе корректор исправляет грамматические ошибки, а тебе это и неинтересно. В научной — ты сидишь вместе с редактором и обсуждаешь каждое предложение, каждое слово, споришь, не соглашаешься, доказываешь. Здесь одно неправильное слово может изменить весь смысл.