Но они всё равно нервничают.
Проблемы, с которыми столкнулись власти США, профессор Гарварда Грегори Мэнкью описывает так: "Вы на шоссе, по которому раньше никогда не ездили. Вы торопитесь, но не хотите получить штраф за превышение скорости. Одна проблема: вы не знаете, каково ограничение скорости. Как сильно вы будете давить на газ?"
В последние недели появилось ощущение, что в этой мчащейся на полной скорости машине серьёзно занервничали по поводу "штрафа" — более высокой инфляции. Хотя как же её правильно считать, вопрос дискуссионный, и не только в России. В США официальная годовая инфляция осталась в январе на уровне 1,4%, но при этом цены на жильё выросли от 8 до 12%.
То есть красота, что называется, в глазах смотрящего. Однако в последние дни рынки серьёзно занервничали, спровоцировав рост доходности гособлигаций США. Та же ситуация — сейчас в Европе. Это очевидный индикатор инфляционных ожиданий. Любопытно, что инвесторы побежали совсем не в золото, которое считалось спасительной гаванью как раз на этот случай. И даже не в биткоин, который создавался как ответ на монетарную политику США 2008 года. И тот и другой актив только падали (биткоин — до $45 тыс.).
"Рост доходности казначейских облигаций, как правило, снижает цены на золото, так как драгоценный металл не приносит никаких процентов в отличие от облигаций, доходность которых увеличивается, — поясняет директор по стратегии ИК “Финам” Ярослав Кабаков. — Катализаторами роста доходности казначейских облигаций являются растущие ожидания в отношении дальнейшего бюджетного стимулирования. Миф о защитных функциях золота достаточно растиражирован, однако практика показывает, что обогнать инфляцию способен только рынок акций — широко диверсифицированный портфель. Сейчас стоит обратить внимание на акции стоимости и облигации с переменным купоном".
Показательно, что Goldman Sachs в конце февраля понизил прогнозную цену по золоту с $2300 до $2000 за унцию. Это всё равно выше, чем торгуется золото сейчас: на момент написания статьи оно коснулось 9–месячного минимума $1700.
"Прямо сейчас мы наблюдаем рефляционный трейд, а не поиски убежища от инфляции, — объясняет управляющий партнёр EXANTE Алексей Кириенко. — Это напоминает 2011 год, когда мир стал на путь уверенного восстановления. Сейчас всё произошло быстрее, отсюда и быстрая потеря интереса к золоту. Оно обязательно вырастет до $2000, но, вероятно, это произойдёт на следующем витке количественного смягчения, который может случиться после очередного сильного провала на бирже".
С этим согласен и ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. "Легко представить ситуацию, при которой центробанки столкнутся с настолько сильным давлением на облигации, что будут вынуждены расширить свои программы QE, скупая всё больше облигаций. Мы это уже увидели в Австралии и Южной Корее — важных экспортных хабах для стран Азии. Если так, то в ближайшие месяцы ЕЦБ и ФРС могут присоединиться к контролю доходности на более длинном участке, что будет новым сигналом для роста цен на золото. Однако до тех пор оно рискует оказаться под давлением", — говорит он.
Впрочем, на криптовалютном рынке на золото сейчас смотрят без всякого снисхождения. Ведь биткоин за год вырос в 10 раз, а золото даже от минимумов 2019 года подорожало лишь на 30%. То есть криптовалюта, по сути, уже защитила своих инвесторов от двузначной инфляции лет на десять вперёд. И ещё может подрасти.
"Март исторически худший месяц для биткоина, и мне кажется, коррекция сейчас продолжится, закончившись на зоне $38–40 тыс., — считает директор по развитию криптобиржи EXMO Мария Станкевич. — Но продолжение роста мы точно увидим. В феврале после обновления своего исторического максимума в районе $42 тыс. он демонстрировал практически безоткатный рост, вовлекая всё больше новых институциональных игроков. Дополнительным фактором стал тренд среди публичных компаний на покупку биткоина для диверсификации своих доходов. Для них ключевыми триггерами на покупку стали доступная дешёвая ликвидность, раздаваемая ФРС, высокая доходность, запуск новых ETF и фьючерсов".