По итогам 2020 года на потребительском рынке всё печально. Доходы населения упали, а цены в магазинах выросли. Связано это с закрытыми границами и карантином. Более того, правительство начало регулировать цены на некоторые виды товаров (больше всего на товары первой необходимости), в результате цены могут подскочить на все товары, потому что производителям невыгодно создавать продукцию, которая мало стоит.
Вся эта ситуация может спровоцировать дефицит товаров, потому что производители могут начать сокращать объёмы производства. Эксперты предлагают повышать именно благосостояние граждан и возможно даже введение карточной системы для малоимущих. Подробнее — в материале "Делового Петербурга".
Людям нужны деньги
Главные факторы, ознаменовавшие минувший год — падение доходов населения и повышение цен, которые повлекли за собой колоссальные последствия, выразил своё мнение председатель Союза потребителей РоссииПетр Шелищ на пресс-конференции, организованной МИЦ "Известия".
"Связано это было с вполне объективными причинами: сокращением объёмов производства, прерыванием цепочек поставок. Мы здесь не исключение. Эти процессы происходят во всём мире, но наши потребители переживают их более болезненно. В развитых странах нашли возможность не сокращать доходы населения и компенсировать их вынужденные потери за счёт общественных фондов, субсидий и дотаций. Наше государство в этом плане было намного сдержаннее. Мы считаем, что лучше бы тратили больше [на население — Ред.], потому что людям действительно тяжело", — отметил эксперт.
Он добавил, что было бы разумно ввести государственные субсидии для самых бедных граждан, в особенности для семей с детьми. Правительству, по его мнению, необходимо незамедлительно принять решения в отношении почти 3 млн семей, которые уже получают жилищные субсидии, так как эти граждане уже признаны государством нуждающимися: "Можно было бы выделить 72 млрд рублей за 8 месяцев. Это не такие сумасшедшие деньги для бюджета. При этом мы поддерживаем мнение Минпромторга, что такие субсидии должны быть использованы на приобретении продуктов исключительно отечественного производства", — уверен спикер.
В Союзе потребителей считают, что вслед за развитыми странами необходимо обеспечить нуждающихся граждан бесплатными лекарствами: "Они идут в аптеку, видят цены на препараты, и перед ними встаёт выбор — купить продукты или лекарства. И конечно же выбор падает в пользу еды",— заметил Петр Шелищ. По его мнению, это может привести к сокращению продолжительности жизни населения, а право на бесплатную медицину закреплено в Конституции. Это право, по мнению Союза потребителей, не реализуется, потому что лекарства стоят столько, что люди не могут их себе позволить.
Ретейл сейчас в наибольшей степени зависим от поставщиков и покупателей, сообщил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли. Поэтому по итогу 2020 года радостных новостей немного: "Мы зафиксировали режим жёсткой экономии у потребителей и смещение потребительского спроса в пользу дешёвых продуктов. Эти процессы были и до 2020 года, но этот год усугубил ситуацию. Мы увидели максимальный с 2016 года уровень падения реально располагаемых доходов населения. Минус 3,5% — это катастрофически большая цифра. Не растущие доходы граждан сдерживает развитие всей экономики, а потребительский спрос стагнирует", — подчеркнул Беляков.
Тяжело пережили год и производители. Особенно пандемия тяжело сказалась на производителях сельскохозяйственной продукции, здесь свою роль сыграли несколько факторов: неурожаи, болезни и закрытие границ. Всё это привело к тому, что производители переориентировались на производство более дешёвой продукции.
"Одним из решений этих проблем было бы введение продовольственных сертификатов. Мы фиксируем снижение доходов, как факт, с которым мы не можем бороться, поэтому переориентируем всю цепочку производства сельскохозяйственной продукции на население с низкими доходами. Это бьёт по экономике и производителей, и ретейла", — рассказал спикер.
"У разбитого корыта"
Сергей Беляков отмечает, что ретейл начинает активнее развивать систему магазинов у дома, этот формат сейчас занимает долю более 11%. По его мнению, это демонстрирует ориентацию на клиентов с низкими доходами. Обеспечение бедного населения — низкомаржинальный бизнес. Издержки у поставщиков растут, а ретейлеры не могут компенсировать эти издержки в полной мере. Кроме того, начинает развиваться формат жёстких дискаунтеров, продвигают их как раз компании, которые являются лидерами в создании магазинов у дома. Это повлечёт за собой ещё больший удар по производителям, уверен эксперт.
Но есть и положительные моменты. Адаптируясь к новым условиям, ретейл развил технологии, которые позволяют доставлять товар людям с меньшими издержками без ущерба для качества товара и самой услуги. Возросла доля онлайн-коммерции и электронной торговли — она в общем объёме ретейла теперь составляет более 10%, несмотря на падение товарооборота более 4% по итогам года.
При этом он считает, что нужно снизить влияние государства на ценообразование: "Практика показывает, что как только начинают сдерживать цены, они начинают расти ещё более быстрыми темпами, а количество продуктов, которые производитель хочет производить, сокращается", — объяснил Беляков.
2020 год потребовал новых мер в правовом регулировании в отношениях с участием потребителей, отметил представитель Роспотребнадзора Олег Прусаков: "В этой связи были приняты по отдельным секторам потребительского рынка нормативно-правовые акты, которые достаточно серьёзно изменили конфигурацию правового регулирования, что привело к фактическому уходу от прямых взаимоотношений между потребителями и участниками рынка, то есть обращений и жалоб потребителей. В первую очередь это касалось сферы услуг. В этой сфере и до 2020 года мы фиксировали наибольшее количество обращений граждан, даже больше чем по торговле. В 2020 году рост обращений вырос в целом на 20%", — рассказал Прусаков.
"Мы старались сделать так, чтобы экономические проблемы не решались за счёт потребителей. Напомню, что были реализованы различные меры по поддержке бизнеса. Самое главное, чтобы права потребителей, которые и до этого было непросто защищать, не были окончательно нарушены", — добавил участник конференции.
Роспотребнадзор зафиксировал рост числа обращений по авиаперевозкам и в сфере туризма, но за счёт того, что были приняты определённые правовые механизмы, это позволило сбить накал общественного недовольства граждан: "Ведь они остались у разбитого корыта по целому ряду сегментов потребительского рынка, к которым они привыкли. Особенно это касалось туристической сферы и авиаперевозок",— поделился спикер.
Он напомнил, что были сведены к минимуму внеплановые проверки, что в какой-то мере вызвало недовольство потребителей. Также это был первый год, когда были введена практика групповых исков в сфере защиты прав потребителей. По мнению Роспотребнадзора, такая форма является востребованной.