Зависимость стоимости бензина в России от мировых цен на нефть уже давно проявляется лишь в одну сторону — когда чёрное золото дорожает, становится дороже и бензин. А вот когда нефть на мировых рынках дешевеет, бензин продолжает дорожать. Означает это только одно — никакой связи между стоимостью сырья на биржах и на заправках в России нет.
Причины этого явления известны. Цена литра бензина, как и многих других базовых товаров, например киловатт–часа электроэнергии или квадратного метра жилья, давно формируется нерыночными методами. Значительный вклад в стоимость вносят налоги и нерыночные надбавки — перекрёстное субсидирование, расходы на создание инфраструктуры и т. д. В цене бензина, например, доля налогов доходит до 70 %. Так кто больше повинен в дороговизне топлива — жадные трейдеры или российские законодатели?
Иногда поступательный рост цен всё–таки прерывается. Это происходит всякий раз после того, как в правительстве выражают обеспокоенность разогнавшейся инфляцией. Высокие чины собирают совещания и придумывают различные механизмы сдерживания цен. Например, один из недавних — демпфирующий, предполагающий, что при росте стоимости барреля государство доплачивает нефтяникам, чтобы они не поднимали цены, а при снижении — наоборот, нефтяные компании перечисляют средства в бюджет. Есть и другие методы воздействия — например, введение или отмена запрета на импорт бензина в Россию или изменение доли реализации топлива на бирже.
В пятницу Минэнерго РФ сообщило, что рост стоимости бензина на АЗС в начале марта объясняется скачком инфляции в начале года и увеличением оптовых цен. В министерстве заверили, что мониторят ситуацию и принимают меры, чтобы динамика стоимости бензина и дизтоплива на АЗС держалась на близком к инфляции уровне. Если так не получится, вероятно, будут предложены новые механизмы сдерживания.
Очевидно, что вмешиваться в процессы ценообразования на топливном рынке придётся и в будущем. Мировые котировки нестабильны, при их росте нефтяным компаниям сложно удержаться от соблазна продать побольше нефти по высокой цене. В этой ситуации все окажутся при делах: чиновники будут и дальше регулировать, компании — продавать, граждане — покупать. А бензин, соответственно, дорожать.