Вместо "Подорожника" Петербургу и Ленобласти настойчиво предлагают перейти на столичную систему оплаты проезда. Эксперты говорят, что она принципиально не отличается от петербургской: обе безнадёжно устарели.
Транспортный проект "СберТройка" (по 49% ООО "Сбертройка" принадлежит АО "Расчётные решения", "дочке" Сбербанка, и ГУП "Московский метрополитен", ещё 2% у АО "Мострансавто") "Сбер" двигает в регионы вместе с правительствами Москвы и Московской области.
Осенью 2020 года действие столичной карты "Тройка" расширили на Тульскую область, зимой 2021–го — на Подмосковье. На очереди, в частности, Петербург и Ленобласть.
Власти последней успели выпустить пресс–релиз о появлении "СберТройки" чуть ли не как об уже случившемся факте. Однако окончательные решения ещё не приняты, поясняют собеседники "ДП" в правительстве региона.
"Ликсутов (глава московского департамента транспорта. — Ред.) озвучил предложение, не слишком структурированное и аргументированное, что в Ленобласти можно было бы развернуть билетную систему с использованием карт “Тройка”. Было всё преподнесено как принятое решение, однако это не так. Ведётся диалог, оцениваются необходимые ресурсы, недостатки реализации “СберТройки” на территории Ленобласти. Такой же диалог идёт и в Петербурге", — говорит источник "ДП" в областном правительстве.
Старое на старое
Основной недостаток "СберТройки" — это весьма старое технологическое решение карт "Тройка", говорят собеседники "ДП", знакомые с проектом.
"Она не смогла уйти от офлайна. Информация хранится на самой пластиковой карте, как и на “Подорожнике”. Ресурс пополняется отложенно, на саму карту информация записывается с помощью валидаторов или терминалов в метро. “Подорожник” — та же система, что и “СберТройка”, только нет развитого механизма пополнения и активации, как в Москве. Технологически “СберТройка” побороть “Подорожник” не может", — говорит источник "ДП" в транспортном блоке Смольного.
В пресс–службе "Сбера" сообщили, что не комментируют вопросы касательно "СберТройки".
Собеседники "ДП" считают, что "СберТройка" может быть интересна только тем регионам, где нет вообще никаких транспортных карт. Поэтому и удалось запустить проект в Тульской области.
"Но поскольку технология старая и в ближайшие пару лет должна быть выброшена на помойку, смысла в этом никакого нет. Всё уйдёт в онлайн, и все это понимают. Поэтому “СберТройка” — просто попытка старую технологию пристроить в регионы. В Петербурге и Ленобласти понимают, что это не подарок", — отмечает источник в правительстве Ленобласти.
Подружиться с "Тройкой"
Тем не менее оба субъекта ведут переговоры касательно "СберТройки". В Петербурге, по данным "ДП", это даже тормозит размещение лотов в рамках транспортной реформы и конкурсные процедуры на сервисную модель управления транспортом.
"Проект на уровне исполнителей пока не обсуждается вообще, только на верхушке. Готовится сервисная модель, которая должна быть заточена на “Подорожник”. Ничего другого там предусмотреть уже физически не успеют", — считает один из собеседников "ДП" в Смольном.
В комитете по транспорту на вопрос "ДП", может ли "СберТройка" быть применена в рамках транспортной реформы, сообщили, что "прорабатывают возможность приёма карт “Тройка” в Петербурге для удобства туристических и деловых поездок".
Что именно скрывается за этой фразой, не ясно. Транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов понимает это следующим образом: "Когда заставят ввести “Тройку”, тогда и введём".
"Власти “возьмут под козырёк”. Может, посопротивляются для вида, но не более. Минимизация активных действий — кредо всего нашего чиновничества. Если бы они хотели что–то сделать, то “Подорожник” давно был бы не таким, как сейчас. Как минимум с возможностью реального пополнения онлайн. Плюс привязка к приложению. Это просто минимум. А дальше — и электрички, и пригородные автобусы", — считает Вергазов.
В Комтрансе заверяют, что город отказываться от электронного единого билета "Подорожник" в пользу "СберТройки" не планирует "по причине имеющихся планов дальнейшего развития данного проекта".
Теоретически "Подорожник" и "Тройку" можно "подружить". Попытка была в 2017 году, когда запускали проект "Тройка–Подорожник". Но поскольку московские и петербургские валидаторы воспринимают только информацию со своих карт, на "Тройке–Подорожнике" нужно иметь два кошелька. Чтобы стать одним целым, нужна одна база данных, одни принципы учёта пассажирских поездок и т. д. Заниматься этим вряд ли кто–то будет, потому что московские власти много денег потратили на "Тройку", а петербургские — на "Подорожник".
Москва или Петербург могут заставить свои валидаторы читать карты соседей, но этого мало. "Нужно создать механизм межрегиональных финансовых взаимоотношений. Придётся как–то учитывать, какие пассажиры сколько проехали, кто кому сколько денег должен. Это трудоёмкая задача", — говорит собеседник "ДП" в Смольном.
Встретились в области
По данным "ДП", представители "СберТройки" уже обратились в Петербург за ключами для чтения "Подорожника", чтобы подружить карту с "Тройкой", пока на территории Ленобласти.
Ввиду того, что Петербург и Ленобласть объединяют много поездок, "Подорожник" ей важнее, чем "Тройка". Уже сегодня более 700 её валидаторов читают "Подорожник". Для региона приход "СберТройки" означает дополнительные затраты и сложности. "Сейчас все возможности “Подорожника” для региона бесплатные. Ленобласти предлагают ту же технологию, но платно", — говорит собеседник "ДП" на рынке.
"В рамках цифровизации общественного транспорта властям Ленобласти свои варианты безналичной оплаты представили не только Сбербанк в лице “Расчётных решений” и “СберТройки”, но и другие банки: ВТБ и банк “Россия”. Они предлагают платформу, которая позволит принимать различные карты оплаты, как банковские, так и социальные. Область движется в этом направлении самостоятельно с различными перевозчиками. Но мы хотим унифицировать эту систему и предложить всем одинаковое решение. Оно будет работать как на коммерческих, так и на социальных маршрутах", — прокомментировал "ДП" глава комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.
За обеспечение работы "Тройки" и банковских карт, инфраструктуру в виде валидаторов в каждом автобусе, возможность пополнения карты на почте и в банкоматах "Сбера" Ленобласти необходимо будет платить порядка 160 млн рублей в год. Обсуждается именно эта цифра, отметил Присяжнюк.
"Рассматриваем различные варианты, один из приоритетных — бюджетные затраты", — добавил чиновник.
С кем из банков сотрудничать, регион пока не решил, но реализовать проект предполагается в 2021 году: и пилот в одном из районов, и масштабирование на всю область.
Уйти без ломки
Тем временем уже всерьёз необходимо заняться переходом к онлайн–технологиям оплаты проезда, говорят собеседники "ДП".
"Не зря некоторые называют офлайновую технологию “иглой для города”, с которой очень сложно сойти. Технология настолько негибкая, что не позволяет что–то быстро изменить в себе. Переходить на другую очень некомфортно, затронуты будут миллионы пассажиров. Поэтому от неё все зависят. Нужно искать способ, как освободиться не через ломку", — говорит один из транспортных экспертов.
Возможен вариант, когда "Тройка" или "Подорожник" становятся просто идентификаторами в другой системе оплаты проезда, работая при этом и в текущей системе.
Например, деньги с "Подорожника" могут не списываться, когда пассажир поднесёт его к валидатору. Будет просто подтверждение, что пользователь с этим номером "Подорожника" является владельцем другой учётной записи в другой системе оплаты, через которую и произойдет списание.
Когда пассажир постепенно исчерпает ресурс на "Подорожнике", он будет пользоваться им уже просто как идентификатором.
Спустя какое–то время пассажир и вовсе перейдёт на мобильное приложение, к которому будет привязана банковская карта.