Явных причин для того, чтобы делать в одном из главных музеев страны выставку молодых художников, как будто бы нет. Ни в России, ни в Петербурге они не задают тон на культурной сцене. В новостной ленте современное искусство мелькает от случая к случаю, да и то едва обращая на себя внимание.
Нет сейчас ни нового Олега Кулика — грозы музейных охранников девяностых, ни нового Авдея Тер–Оганьяна, прожившего 20 лет в эмиграции после перформанса, во время которого он рубил топором ксерокопии икон. Нет "молодой шпаны", что готова стереть с лица земли буржуазный арт–истеблишмент. Пётр Павленский, прославившийся радикальными акциями в десятые годы, давно в Париже. Прогремевшие тогда же Pussy Riot тоже за границей.
Той бурной художественной жизни, которая памятна перестроечному поколению, в наши лишённые иллюзий времена ожидать нет оснований. И дело даже не в эпидемиологических ограничениях. Как раз на искусстве они особенно не сказываются.
Арт сейчас погружён в свои повседневные заботы. Галерейные выставки сменяются фестивалями, поездки в арт–резиденции — выполнением частных заказов… Конечно, галерей, биеннале, коллекционеров у нас могло быть гораздо больше, и со временем, хочется верить, так оно и будет. Но в принципе арт–жизнь вполне себе налажена и идёт своим чередом, не зная ни больших идей, ни больших страстей и убеждая нас в том, что такая ситуация — в порядке вещей.
Необходимость этой выставки стала очевидна несколько лет назад, когда в галереях и на арт–фестивалях тон начали задавать миллениалы — те, кому около тридцати. В Мраморном выставлены представители петербургской арт–сцены, и в этой выборочности есть резон. Обзор российского искусства в целом, каким бы широким он ни был, всё равно не смог бы представить новое арт–поколение даже в общих чертах. Бескрайни наши просторы! Да и для кураторов подобного безразмерного проекта избежать личных предпочтений при отборе участников — непосильная задача.
Хотя тридцатилетние не объединены ни политическими, ни социокультурными идеями, десятые годы представить без них невозможно. Разнятся и художественные языки, на которых они говорят, и жанры, в которых они работают, и сюжеты, которые им интересны, но при всём при том эти художники образуют саму среду современного искусства. Она живёт многообразием художественных опытов, это многоголосый хор. Так всё сейчас складывается, и в чём–то подобная замкнутость арта на самом себе даже полезна. По крайней мере художникам и кураторам это помогает сосредоточиваться на профессиональных проблемах, а не стремиться отвечать на все вызовы современности подряд.
Показать этот срез современного искусства в данный момент самое время, тем более что подобных выставок у нас не было довольно давно. Последний раз Русский музей погружался в тусовку молодёжного искусства в далёкие и близкие девяностые. Тогда на арт–сцене тон задавал круг Тимура Новикова. На нынешней выставке лидера нет, здесь соседствуют разные художники и группы: Влад Кульков и "Север–7", Александр Дашевский и Стас Багс, Покрас Лампас и Владимир Абих… Кураторы проекта предлагают нам интересные наблюдения за тенденциями, которые могли бы их объединить. Сделать это сложно: общее между художниками ещё попробуй найди. Главным образом они похожи друг на друга тем, что каждый идёт собственным путём.