Cпустя неделю после инцидента в городской подземке, когда в утренний час пик в течение часа были задержки на зелёной ветке (по данным Комтранса, движение по одному пути было остановлено на 35 минут, на всей линии — на 13 минут), комитет вдруг решил наехать на таксистов, обвинив их в недопустимом повышении цен в тот день. Видимо, глава ведомства Кирилл Поляков, находившийся в отпуске во время ЧП, вернулся и стал искать виноватых.
Но виноватых можно было бы поискать и поближе: система общественного транспорта никак не отреагировала на сбой в подземке. В случае серьёзного ЧП должны усиливаться наземные маршруты, дублирующие линии метро: общественный транспорт перенаправляется на трассы ночных автобусов "М". Поскольку быстро использовать резерв автобусов из парков можно не всегда, задействуют подвижной состав с других маршрутов разных перевозчиков.
Разумеется, пассажиры не должны были просто стоять на платформах перед закрытыми дверями в ожидании запуска поездов. Их необходимо было проинформировать об альтернативных маршрутах проезда. Однако система продемонстрировала полный провал взаимодействия метрополитена и наземного общественного транспорта. Каждому пассажиру пришлось разбираться с проблемой самостоятельно, и выбор такси был самым понятным и надёжным решением, чтобы успеть по делам.
В идеальном мире "план Б" должен срабатывать моментально, но в реалиях ручного управления системой общественного транспорта и старых технологий это невозможно. Тогда как у таксистов технологии сработали: из–за многочисленных заявок алгоритм включил статус "высокого спроса", поэтому цены и выросли. У чиновников такого алгоритма нет.
Оперативно изменить автобусную маршрутную сеть в ручном режиме очень сложно. Это дедовский способ. Но за неимением иного и он бы помог, однако в данной ситуации чиновники посчитали нужным не делать ничего.
Читайте также:
Смольный
В Смольном возмутились повышением цен на такси
"Оперативный штаб комитета по транспорту, проанализировав ситуацию в соответствии с информацией, что срок устранения инцидента составлял не более 20 минут, принял решение об отсутствии эффективного задействования резерва автобусов", — отчитывался Комтранс к концу дня происшествия.
В современных городах в подобных случаях используют программный продукт по транспортному моделированию, который в полуавтоматическом режиме способен разрулить маршруты. Не нужно дозваниваться до каждого автобуса, объясняя, как и куда ехать. Всё делает программа: водитель сразу понимает, куда ехать, где повернуть и так далее.
С аналогичной проблемой городской общественный транспорт столкнулся и во время митингов в конце января — начале февраля, когда из–за перекрытия улиц приходилось оперативно менять трассы наземных маршрутов. Всё держалось только на опыте диспетчеров.
На рынке давно есть несколько информационных систем, которые на раз–два способны отрегулировать работу одного вида транспорта, чтобы компенсировать проблемы другого. Было бы не так страшно и не так больно, как 11 марта. Но пока проще ругать таксистов, чем запустить в городе современный программный продукт.
К слову, в европейских городах такси уже давно привлекают для вывоза пассажиров во время задержек всего общественного транспорта в каком–либо месте. Да, из бюджета нужно за это платить, но мы вроде как собрались тут ради хорошего транспортного сервиса.