Комитет по госзаказу Петербурга ввёл форму банковской гарантии для участников закупок по ФЗ–44 для государственных и муниципальных нужд. Ранее подобные требования отсутствовали.
Постановление подписано 1 марта. В нём определена типовая форма банковской гарантии, которую комитет будет принимать в качестве обеспечения заявки или исполнения госконтракта. Её вид и содержание называются примерными, то есть для кредиторов и поставщиков сохраняется возможность отклонений от образца. В самом федеральном законе о закупках для госнужд требования к форме банковской гарантии отсутствуют. Из–за этого могли возникать ситуации, когда заказчик мог по формальным основаниям отклонить представленную гарантию одного участника торгов, отдавая предпочтение другому. Существовали и риски при раскрытии гарантий, то есть при возникновении ситуаций, когда банк должен платить за реализовавшиеся риски.
"Разработанные и утверждённые рекомендованные формы являются примерными, так как субъекты не наделены полномочиями на утверждение типовых банковских гарантий, — пояснил “ДП” Александр Жемякин, председатель комитета по госзаказу Петербурга. — Данная форма предлагается в качестве методологической помощи как заказчикам, так и поставщикам".
Как сообщили в ведомстве, в 2020 году комитетом как уполномоченным органом в рамках централизации закупок с начальной ценой контракта более 40 млн рублей опубликовано 325 извещений на 83,1 млрд рублей, из них по результатам 243 закупок заключено 829 контрактов на 59,3 млрд рублей.
Владимир Меньшиков, председатель Союза малых предприятий Петербурга, считает, что наличие типового документа всегда лучше, чем его отсутствие. "Удобно, когда можно использовать единый образец, который разработал сам заказчик", — отметил он.
"Внедрение единой типовой формы банковской гарантии по госконтрактам, несомненно, положительный фактор и служит интересам всех участников этого рынка, — говорит Елена Шевелёва, старший вице–президент департамента регионального корпоративного бизнеса Росбанка. — Требования к условиям такой гарантии регулируются действующим законодательством и условиями конкретного госзаказа".
"С появлением типовой формы исчезает лишний этап согласования. Без неё, например, поставщик ранее шёл в банк, составлял форму, приносил её в комитет, который мог попросить изменить какие–то пункты. Приходилось возвращаться в кредитную организацию, просить внести изменения, и так по кругу, то есть сейчас комитет облегчил работу поставщикам и самому себе", — рассуждает Александр Киселёв, директор департамента малого и среднего бизнеса СМП Банка.
По словам банкира, в ФЗ–44, о котором идёт речь, прописаны требования к содержанию гарантий, он ограничивает творчество для заказчиков и банков. "На первый взгляд, предложенный комитетом вариант типовой формы корректен, все установленные законом требования соблюдены", — резюмировал Киселёв.
Минфин разрешает выдавать гарантии по ФЗ–44 только 195 банкам из 359 действующих в РФ, следует из данных реестра, опубликованного на середину марта. Из 21 петербургской кредитной организации в список включены лишь девять. Помимо требований к размеру собственного капитала им необходимо обладать и кредитными рейтингами, присвоенными одним из аккредитованных ЦБ РФ агентств.
Опрошенные "ДП" финансисты полагают, что появление стандартизированного универсального бланка гарантии может перераспределить доли банковского рынка гарантий, но незначительно. Для соответствия нововведению большинству банков придётся вносить изменения во внутреннюю документацию, что неизбежно займёт определённое время.
Минимальная стоимость гарантии, по данным электронной торговой площадки "Росэлторг", составляет 2,5% годовых. Таким образом, на местном рынке банки заработали не менее 1,5 млрд рублей. С 2018 года реестр гарантий закрыт для публичного доступа.
"Средним регионалам не занимать оперативности, у них на это уйдёт пара недель, а вот у крупных процесс может занять месяцы, особенно если решения принимаются через Москву", — отмечает один из собеседников "ДП" в банковских кругах. В документациях большинства закупочных процедур, опубликованных комитетом после 1 марта, требования к форме банковской гарантии пока не внесены.
"На самом деле заблуждение, что банки жёстко придерживаются своих собственных типовых форм: каждая третья выдаваемая гарантия нетиповая, — считает Киселёв. — Если бы мы не были готовы к компромиссу, то давно потеряли бы рынок".