За время самоизоляции и локдауна петербуржцы привыкли покупать одежду онлайн. Место деловых костюмов и рубашек в топе заняли футболки, халаты и кигуруми.
По итогам 2020 года, несмотря на снижение общего спроса в fashion–сегменте, продажи одежды, обуви и аксессуаров на маркетплейсе Wildberries в Петербурге выросли на 84%.
"На фоне карантинных мер из–за коронавируса значительно увеличился интерес к одежде, в которой комфортно работать из дома. Продажи толстовок в 2020 году в регионе в штуках выросли на 78%, футболок — на 114%, кигуруми — на 240%, домашних халатов — на 107%, худи — на 167%, а пижам — на 173%", — рассказали корреспонденту "ДП" в пресс–службе Wildberries.
С 1 января по 16 марта 2021 года продажи одежды, обуви и аксессуаров на Wildberries выросли на 71% год к году. Среди наиболее востребованных товаров в этот период оказались футболки (+84% год к году), пижамы (+173%), платья (+24%), брюки (+59%), сумки (+80%), джинсы (+42%), костюмы (+82%), кроссовки (+7%), лонгсливы (+37%) и джемперы (+27%).
Вряд ли петербуржцы (и россияне в целом) продолжат столь же активно скупать домашнюю одежду. Создатель петербургского бренда одежды ILYA LETUCHIY Илья Летучий считает, что за 2020 год люди успели достаточно устать от "пижамных вечеринок". "В прошлом году все сидели дома. А в этом мы все в ожидании чуда. Люди устали от уличной моды и всё чаще от индивидуальных заказов требуют больше элегантности и внимания к деталям", — рассказал "ДП" модельер.
Цифровая примерочная
В 2020 году одежду в основном покупали онлайн. На Ozon продажи в штуках по Петербургу выросли за год в 2,7 раза.
"В апреле–мае прошлого года спрос на домашнюю одежду в Петербурге увеличился в 14 раз год к году", — прокомментировали в пресс–службе Ozon.
Представители агрегатора добавили, что после снятия ограничений пользовательский интерес к покупке одежды онлайн не снизился. При этом продажи вещей для мужчин росли быстрее: за 2020–й объём категории вырос более чем в 3 раза. Петербуржцы чаще всего выбирали на площадке футболки и нижнее бельё. У женщин в топе — легинсы и топы. Верхнюю одежду петербуржцы приобретают в сезон — продажи начинают расти с сентября. За год категория верхней одежды на Ozon в Петербурге выросла на 129% относительно показателей 2019 года.
Некоторые магазины одежды активно развивают онлайн–продажи через сторонние платформы. "По статистике доставок этих партнёров мы видим изменение спроса в зависимости от сезона. Пик заказов на доставку был в декабре прошлого года (мы связываем это событие с предновогодними распродажами), январь традиционно просел в продажах, но уже в феврале–марте количество заказов на доставку одежды из онлайн–магазинов увеличилось вдвое по сравнению с началом года", — отметила представитель сервиса "Доставка Яндекс Go" Зоя Австрийская.
По данным совместного исследования "Яндекс.Маркета" и GfK, в 2020 году более 60% респондентов покупали одежду или обувь через интернет хотя бы один раз.
Игра на опережение
Многим в период пандемии пришлось перестраиваться под новые реалии.
"Мы разработали мобильные приложения для быстрого найма курьеров и сборщиков заказов в логистических центрах. Полностью автоматизировали документооборот для поставщиков и сократили процесс регистрации новых продавцов на площадке до 5 минут", — рассказали в пресс–службе Wildberries.
Представители Ozon сообщили, что в период пандемии ввели безопасный и удобный способ бесконтактной оплаты: деньги автоматически списывались со счёта клиента в тот момент, когда курьер доставлял заказ. Кроме того, пользователи активно выбирали бесконтактную доставку до двери. Такой формат доставки на Ozon существовал еще с 2019 года, но по–настоящему актуальным стал во II квартале 2020–го.
"Уже после снятия ограничений в связи с пандемией наш сервис доставки продолжил расти, что позволяет сделать вывод об изменившейся пользовательской привычке. Люди продолжают заказывать товары на дом даже после отмены ограничений", — поясняет Зоя Австрийская.
Эксперты осторожны в прогнозах спроса на текущий год. На днях появились многочисленные сигналы, что обновлять гардероб к лету россиянам, скорее всего, придётся уже по новым ценам.
Причина в повышении закупочных цен на сырьё. В частности, на 20–35% подорожал хлопок, на 20–30% — трикотажное полотно. Растут цены и на искусственные материалы из нефтепродуктов, в частности полиуретан, из которого производят "искусственную кожу", а также стельки и подошвы для обуви. Вскоре колебания биржевых цен докатятся до потребительского рынка. Вполне вероятно, что меньше всего подорожает одежда из льна, технической конопли и синтетической нити.