Минфин оптимизирует систему госзакупок в сторону большего использования IT–технологий. Это должно помочь малому и среднему бизнесу.
На форуме–выставке "Госзаказ", который недавно прошёл на московской ВДНХ, обсудили цифровизацию контрактной системы и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в госзакупках. Новации предполагаются после окончательного принятия так называемого оптимизационного пакета поправок к закону "О контрактной системе" (44–ФЗ). Он среди прочего предусматривает полный электронный документооборот на всём жизненном цикле закупки.
Сейчас цифровизованы процессы планирования закупок и отбора подрядчиков.
Кроме того, предполагается существенно уменьшить число способов определения поставщика: с 11 до трёх. Другое значимое нововведение, о котором говорится в оптимизационном пакете, — универсальная предквалификация. Этот механизм предусматривает, что при проведении любой конкурентной закупки с ценой контракта от 20 млн рублей заказчик должен будет требовать от участника, чтобы тот имел успешный опыт исполнения контрактов за предыдущие 3 года (не менее 20% от цены проводимой закупки). Универсальная предквалификация должна будет действовать, если не применяется специальная предквалификация. Последняя осуществляется в отношении госзакупок в сфере строительства, поставок продуктов питания и ряда других.
Директор Института госзакупок Андрей Храмкин отмечает, что, в отличие от поставщиков, подавляющее большинство крупных заказчиков специально обучаются процедурам госзакупок: "Некоторым поставщикам трудно разбираться с системами госзаказа. А появление сложностей объективно сужает рынок и конкуренцию, а как следствие — повышает цены и риск коррупции". Таким образом, чем больше автоматизации — тем меньше возможностей для манипуляции.
Кроме того, как отмечает Андрей Храмкин, участие в госзакупках — это возможность выживания, особенно для малого и среднего бизнеса, поскольку государство является одним из крупнейших покупателей.
"Изменения последних лет направлены на то, чтобы облегчить жизнь малых и средних предпринимателей, — говорит он. — У крупного бизнеса есть юридические департаменты, где сидят подготовленные юристы. Есть и специальные подразделения для госзакупок. А малый бизнес не может себе этого позволить. Логика законодательства направлена на то, чтобы госзакупки были дружелюбны для небольших компаний".
Ещё одним нововведением, способным упростить жизнь заказчикам и поставщикам из отдалённых регионов страны, стала возможность электронного оспаривания в ФАС. Ранее для этого необходимо было приезжать с пакетом документов в Москву, что приводило к дополнительным финансовым и временным затратам.