"Эфко", производитель альтернативного мяса, заключил мировое соглашение с птицефабрикой "Ударник" о праве на бренд.
Группа компаний "Эфко" активно развивает производство растительного мяса: к концу 2022 года она рассчитывает выйти на объём 40 тыс. т. В продвижении продукта использует такие бренды, как Hi и Hihealthy innovation. Но их регистрации препятствует другой товарный знак — HI EGG, с 2014 года принадлежащий банкротящейся птицефабрике "Ударник". "Он служит как бы мостиком к товарным знакам “Эфко”", — поясняет Светлана Ускова, управляющий партнёр юркомпании "Усков и партнёры".
Интерес "Эфко" к бренду "Ударника" вполне объясним. Российский рынок альтернативного мяса имеет большой нереализованный потенциал для роста. "При активном восстановлении сегмента HoReCa рост потребления такой продукции может составлять до 10% в год", — считает управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин. На этом рынке в затылок Beyond Meat, самому известному производителю альтернативного мяса, дышат новые игроки, среди которых эксперт называет и "Эфко". За счёт конкуренции цена этого продукта будет снижаться (сейчас искусственное мясо дороже натурального), что приведёт к росту рынка в объёмах.
ООО "КРЦ “Эфко”", входящее в группу компаний "Эфко", оспорило в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти права на товарный знак "Ударника" и на днях добилось заключения с ним мирового соглашения. По его условиям исключительные права на HI EGG переходят к истцу. Кроме того, в соглашение включено условие, что "Ударник" не препятствует "Эфко" в регистрации её трёх товарных знаков: Hi, Hihealthy innovation, "Хай". Добавим, что, по данным сервиса "Контур.Фокус", на сегодняшний день КРЦ подана 361 заявка на регистрацию новых брендов.
Адвокат Юридической конторы Гессена Георгий Мелков обращает внимание на нетипичность этого процесса: "С учётом позиции Верховного суда РФ иск о досрочном прекращении права на ТЗ, правообладатель которого проходит процедуру банкротства, должен рассматриваться в рамках дела о несостоятельности “Ударника”. В данном же случае иск рассматривался даже не Судом по интеллектуальным правам, а тем же Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти в отдельном процессе. При этом в том же арбитражном суде проходит банкротство правообладателя".
Кроме того, стоимость знака HI EGG оценена в мировом соглашении в 50 тыс. рублей, что составляет менее 5% балансовой стоимости активов птицефабрики. Поскольку летом 2020 года в "Ударнике" в рамках банкротного процесса было введено наблюдение, любые сделки на сумму, превышающую этот порог, требуют одобрения арбитражного управляющего. В этой ситуации есть любопытный момент: из материалов спора неясно, проводилась ли экспертиза стоимости бренда HI EGG. Не исключено, что исследование могло бы назвать другую цену. И в этом случае могло бы потребоваться разрешение арбитражного управляющего птицефабрики.