На фоне пандемии доля слабо- и безалкогольных напитков на рынке алкоголя выросла до 3%. По оценке аналитиков IWSR, к 2024 году объём этого сегмента увеличится на 31%. Спрос на безалкогольные вина за период январь–февраль вырос на 174% относительно аналогичного периода прошлого года.
В сервисе доставки "Утконос онлайн" рассказали "ДП", что продажи безалкогольного пива за январь–февраль выросли на 118%, относительно сопоставимого периода прошлого года. Общий прирост за 2020 год составил 165%.
"Рост популярности безалкогольного вина — один из ключевых трендов индустрии, — отмечают в пресс-службе компании. — По данным ESM мировой рынок безалкогольных вин достигнет объёма 10 млрд долларов к 2027 году".
Директор по маркетингу онлайн-ретейлера "Самокат" Игорь Рожков говорит, что у них категория безалкогольного пива и вина также пользуется популярностью. "Однако за последний месяц мы не заметили резкого увеличения спроса. Но не исключаем, что популярность безалкогольных напитков будет расти", — говорит он.
В "Азбуке вкуса" продажи безалкогольного вина за последний год выросли на 180%, безалкогольного пива — на 17%. В сети уверены, что спрос будет стабильно расти и дальше, в том числе в направлении e-commerce.
Аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев подчёркивает, что ранее основными драйверами увеличения объёмов продаж были реклама (по телевидению запрещена реклама любой алкоголесодержащей продукции, поэтому крупнейшие пивоваренные бренды рекламируют именно безалкогольное пиво), а также тот факт, что на подобные напитки не распространяется запрет на продажу несовершеннолетним лицам и в ночное время.
"Во всём мире наметился тренд на здоровый образ жизни, что также влияет на предпочтения покупателей. В итоге за прошедшие три года число брендов, реализующих безалкогольное пиво, выросло втрое — с 74 единиц в 2017-м до 134 в 2020 году. Хотя, в 2009 году насчитывалось всего около четырёх десятков марок безалкогольного пива. В 2020-м к указанным факторам добавилось действие карантинных ограничений, что только подтолкнуло пивоваренные компании увеличить долю производства безалкогольной продукции", — говорит Коренев.
Стоит отметить, что доставку алкоголя компаниям осуществлять нельзя, однако доставка безалкогольных напитков не запрещается. В "Азбуке вкуса" считают, что легализация доставки алкогольной продукции позволит эффективнее бороться с чёрным рынком и даст возможность покупателям заказывать качественный алкоголь у надёжных ретейлеров, вместо того чтобы прибегать к нелегальным сервисам, не имеющих соответствующих лицензий и контроля качества товара. "Российскими ретейлерами проведена большая работа по оценке зарубежных практик по доставке алкогольной продукции. Их опыт показывает, что легализация интернет-торговли алкоголем не влияет на увеличение потребления населением и не представляет серьёзных угроз для безопасности при наличии систем государственного регулирования", — отмечают в пресс-службе компании.
Игорь Рожков считает определяющим тот факт, что согласно российскому законодательству, алкоголь продаётся с 18 лет: "Пока что не существует законодательно закреплённых способов узнать возраст человека, совершающего покупки онлайн, поэтому продажа алкогольных напитков в интернете запрещена. Мы считаем, что это разумный подход".
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев считает, что дистанционные продажи алкоголя могли бы дать толчок для развития различных секторов. Вполне вероятно, что такое стимулирование рынка и сферы продаж приведёт к росту оборотов онлайн-ретейлеров и производителей алкоголя минимум на 20–25% к уровню прошлого года.