С завтрашнего дня авиасообщение с Турцией закрывается. Известие об этом стало для туристического бизнеса Петербурга настоящим шоком. Предприниматели готовятся возвращать деньги клиентам.
Слухи о закрытии границ курсировали ещё в марте, однако турбизнес до последнего упорно верил в лучшее. Между тем, как подчёркивает председатель правления JVC Indigo Development Роман Еремян, уже в начале апреля в Турции насчитывалось около 40 тыс. заболевших в день.
"Туроператоры и власти это видели. Если нет, то возникает вопрос: почему? Запрета на продажу туров не было, и компании продолжали предлагать их клиентам: не продашь ты, продаст конкурент", — говорит он.
Теперь же, когда авиасообщение официально ограничено с 15 апреля по 1 июня, операторы близки к панике.
Руководитель отдела продаж агентства "Бон Тур" Моника Беляцкая рассказывает, что у них есть уже оплаченные туры. Всё, что сейчас можно сделать, — отложить платежи партнёрам. По контрактам за апрель–май агентство должно полностью оплатить стоимость проживания туристов, экскурсии и трансферы за 30 календарных дней.
"Пока партнёры идут нам навстречу, — отмечает она. — Средства, потраченные на перелёт, могут вернуть авиакомпании. Остальное — наша ответственность. В случае если клиент не согласен на перенос тура, мы должны вернуть ему деньги. Даже если это придётся делать из собственных средств".
Учитывая, что клиенты не всегда могут по щелчку пальцев передвинуть отпуск на удобные им даты, многие действительно потребуют возврата денег и не согласятся на перенос поездки.
Эксперты отмечают, что большое количество туров, которые не состоятся нынешней весной, были приобретены ещё год назад. Тогда их перенесли на 2021 год сравнительно легко: во время первой волны пандемии никто не подозревал, что история с коронавирусом так затянется.
В апреле 2020–го туроператоры спланировали новые туры и заключили нужные договоры с партнёрами. В этом году им снова придётся выполнять эту работу по каждому договору.
Бронь пробита
Конкретных планов по переносу туров на неопределённый срок у игроков рынка пока нет. Руководитель сервиса подбора туров viasun.ru Дмитрий Гражданкин говорит, что если авиасообщение с Турцией восстановят с 1 июня, то часть высокого туристического сезона всё же удастся наверстать. Сейчас в viasun.ru планируют переключиться на другие направления: Болгария, Кипр, Греция, в небольшом объёме Мальдивы, Сейшелы. По–прежнему большие ожидания связываются с внутренним туризмом, который переживает настоящий расцвет.
Туроператоры, пострадавшие из–за закрытия границ в прошлом году, надеялись, что турецкое направление позволит им компенсировать хотя бы часть недополученных в локдаун денег. И начиная с августа 2020 года берега Босфора действительно пользовались бешеной популярностью.
По словам директора Лиги туроператоров Петербурга Кирилла Соколова, в условиях, когда большинство зарубежных курортов закрыты, Турция являлась самым актуальным направлением. Спрос держался приблизительно на уровне доковидного 2019 года.
По данным "Туту.ру", в планах на период с 15 апреля по 1 июня Стамбул и Анталья входили в топ–3 зарубежных авианаправлений у самостоятельных путешественников из Петербурга. Суммарная доля этих двух направлений превышала 20% от всех зарубежных бронирований. Если отдельно выделить майские праздники, то доля Стамбула и Антальи получалась ещё выше — около 30%.
Ситуация на туристическом рынке была далека от нормальной и без дополнительных запретов. Об этом красноречиво свидетельствует противоречивая статистика бронирований. Источник в одном из крупных билетных агрегаторов сообщил "ДП", что количество покупок билетов в Турцию на майские праздники выросло в 3,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В компании также рассказали, что 7% от общего количества приобретённых петербуржцами авиабилетов (включая внутренние рейсы) приходится на города Турции.
В Kupibilet говорят, что по сравнению с 2019 годом на майские праздники петербуржцы бронировали в 2 раза больше билетов в Турцию. При этом абсолютным рекордсменом оказался Египет — спрос на это направление вырос в 17 раз, притом что прямое авиасообщение с курортами этой страны не осуществляется с 2015 года.
В viasun.ru говорят, что с конца марта спрос на туры в майские праздники восстановился только на 45% от уровня 2019 года, а в "Бон Тур" заявляют о восстановлении на 30% по сравнению с бесковидным годом.
Роман Еремян уверен, что посчитать, сколько на самом деле было продано билетов, нельзя. "Помимо регулярного сообщения есть ещё чартеры — там мы никогда не увидим статистику проданных билетов. В подавляющем большинстве туры в Турцию продают формально российские операторы, подконтрольные турецким бенефициарам", — указывает эксперт.
Влетели в трубу
Авиакомпании пока не уточняют, как и когда собираются возвращать деньги российским туристам. В Red Wings "ДП" сообщили, что они, по крайней мере, точно вернут обратно всех туристов, которых отправили в Турцию до введения запретов.
В S7 Airlines отмечают, что 13 и 14 апреля рейсы ещё выполняются, но при желании пассажиры могут оформить вынужденный возврат билетов без штрафа. "Рейсы S7 Airlines с 15 апреля по 31 мая отменены, пассажирам с билетами из Москвы и Новосибирска мы вернём полную стоимость перелёта деньгами, в том числе за стыковочные рейсы, — комментируют в компании. — Доля Турции в маршрутной сети S7 Airlines традиционно не очень значительна. Мы найдём возможности для перераспределения ресурса освободившихся воздушных судов, скорее всего, под задачи внутренних авиаперевозок".
Оценивать объёмы своих финансовых потерь туроператоры пока затрудняются. Однако уже очевидно, что они будут исчисляться миллионами рублей. И переориентирование на российский рынок спасёт далеко не всех.
Генеральный директор "Бест Драйв" Кира Журавская обращает внимание, что компаний, которые работали на внутреннем рынке, и так хватало, внутри страны турпоток тоже сократился. Рынок продолжает терять игроков. Тем, кто работал на выездной туризм, на внутренний переориентироваться нет смысла. Они надеялись на Турцию, но теперь и с ней работать не получится.
Осложняет ситуацию и то, что закрыты другие популярные направления, например Египет.
“
Единственная перспектива (кроме внутреннего индивидуального туризма), которую я вижу возможной, — деловые мероприятия и MICE (meetings incentives conferences events). Корпоративные группы, которые планировали провести свои сессии в Турции, по большей части перенесут их на более позднее время или отменят. В этом году у корпораций есть уникальная возможность проводить деловые мероприятия в Петербурге. Город не заполнен, в отелях нет гарантированной групповой базы иностранных туристов. Это уникальная возможность приехать в Петербург в белые ночи со своим мероприятием, при этом цена на размещение будет очень доступной, накручивать ценник в таких условиях отели не будут.
Яков Адамов
сопредседатель комитета по туризму и гостиничному бизнесу Amcham Санкт–Петербург
“
Ограничение авиасообщения с Турцией, безусловно, ударит по петербургским турагентствам. Рынок только–только начал восстанавливаться и налаживать продажи на фоне растущего спроса. В прошлом году во время локдауна туристическая сфера потеряла не только многих игроков, но и хороших специалистов: сотрудники агентств искали более стабильную работу. Даже сейчас компании находятся в постоянном поиске профессионалов, которые понимают, как устроена сфера гостеприимства. Не хватает опытных менеджеров по продажам, управленцев. После очередных ограничений уйдёт ещё часть специалистов, рынок столкнётся с серьёзным кадровым голодом.
Ирина Семёнова
общественный омбудсмен по вопросам, связанным с туризмом, при уполномоченном по защите прав предпринимателей