Резиденция MusicAeterna в Доме радио в Петербурге начала работать с декабря прошлого года. С тех пор каждый уважающий себя интеллигентный человек Петербурга хотя бы раз побывал на концерте Теодора Курентзиса или непосредственно в Доме радио на его сверхсекретных и всегда максимально образовательных мероприятиях с точки зрения простого зрителя.
Дом радио стал местом притяжения для настоящих знатоков музыки с профильным образованием и совершеннейших дилетантов, которые хотят познать сакральное и неизведанное. Билеты на посещение лабораторий Теодора Курентзиса и его оркестра, лекций Дома радио, перформансы и концерты разлетаются за считаные минуты. Возможность посетить эти мероприятия — лучший подарок не только самым близким людям, но и деловым партнёрам.
Что же такое резиденция MusicAeterna в Доме радио? Она объединяет творческие и образовательные программы, авторские экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие различные области современного искусства. Новый в России формат для музыкальных коллективов, который формирует MusicAeterna, — приглашение заграничных композиторов на сезон, в течение которого резиденты могут делать различные коллаборации с оркестром, творить новое и демонстрировать ранее созданное.
Первым резидентом MusicAeterna стал композитор Алексей Ретинский. Он в течение года был главным действующим лицом мероприятий в Доме радио: написал несколько сочинений, проводил перформансы и мастер–классы. В новом сезоне эстафетную палочку приглашённого гостя перехватил кипрский композитор Андреас Мустукис. Его резиденция открылась 1 апреля перформансом "Возрождение", созданным специально для пространства Дома радио.
В течение 6 месяцев он будет участвовать в творческих и образовательных проектах, писать музыку, создавать собственные перформансы. Также он будет вовлечён в образовательную и исследовательскую деятельность, главным предметом которой станет восприятие музыки, синтез различных видов и форм искусства. Как говорит Дмитрий Озерков, директор MusicAeterna в России, резиденции в Доме радио — возможность организовать плодотворное и регулярное взаимодействие между талантливыми людьми из разных стран, занимающимися разными видами творчества.
По его оценке, коллектив даёт резидентам полную свободу пользоваться ресурсами, думать, писать, исполнять. И в результате возникает некая творческая коллаборация, плодом которой может стать какое–то произведение, серия произведений или проект.
А сегодня, 16 апреля, в Государственной Капелле Санкт–Петербурга оркестр MusicAeterna и Теодор Курентзис исполнят две новые интерпретации симфонической музыки Моцарта — последних симфоний № 40 и 41 ("Юпитер"). Симфонии эти для коллектива знаковые — ими же MusicAeterna открывал 10 лет назад свой "пермский" период. На этот раз после концертов в России MusicAeterna отправится в долгожданный заграничный мировой тур после вынужденного затишья, вызванного пандемией, — в Мадрид и Барселону.
Следуя принципам исторически информированного исполнительства, musicAeterna сыграет все сочинения на жильных струнах и старинных духовых. В репертуаре оркестра музыка Моцарта занимает особое место: с первых новосибирских концертов до открытия Зальцбургского фестиваля интерпретация Теодора Курентзиса неизменно вызывает особый интерес у публики. И если оперную трилогию и Реквием можно услышать в любой момент благодаря дискографии коллектива, то каждое обращение к симфониям Моцарта — событие неповторимое и интригующее.
Ближайшие мероприятия в Доме радио, на которые стоит обратить внимание:
17 апреля, лекция "Камерная музыка Прокофьева"
18 апреля, лекция "Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев"
18 апреля, хоровой концерт. Сочинения Камериса и Мустукиса
23 апреля, "Камерная музыка Сергея Прокофьева"
25 апреля, концерт хора musicAeterna byzantine
28 апреля, "Булез, Такемицу, Крам и другие". Камерная музыка современных композиторов
30 апреля, "Соло для аккордеона". Клаус Ланг, Джон Кейдж, Сехён Ким, Ева–Мария Хубен