Москва и Вашингтон на минувшей неделе обменялись ударами. На персональные санкции Минфина США, ограничения по госдолгу и высылку дипломатов МИД РФ ответил только дипломатическими рестрикциями. Для российской экономики шторм в геополитике по факту остался незамеченным. Опасения вызывает угроза эскалации конфликта.
Очередной виток в санкционной войне для российской экономики сюрпризом не стал, Белый дом последовательно напоминал о подготовке новых ограничений. Незадолго до публикации распоряжения Минфина США американские СМИ подробно описали готовящиеся ограничения. Опасения вызывала только неопределённость с мерами по госдолгу РФ и отключение от SWIFT.
В российском Минфине к санкциям были готовы. 14 апреля, после укрепления рубля и подскока цен гособлигаций, ведомство разместило на первичных аукционах ОФЗ почти на 384 млрд рублей — рекордную сумму с 3 ноября 2020 года. Как ранее писал ДП, было бы забавным предположить, что глава российского Минфина Антон Силуанов заранее договорился с Джо Байденом, когда тот позвонит Владимиру Путину. Позже Минфин и ЦБ ответили: переживать за госдолг не стоит, работаем по ситуации.
В итоге Вашингтон ограничился точечными запретами для инвесторов по госдолгу РФ (запрет на покупку после 14 июня первичного размещения в рублях), уже привычными персональными санкциями (15 физлиц и 25 компаний), а также высылкой 10 дипломатов. В Петербурге под рестрикции попали проектировщик "Ленпромтранспроект" (за Крымский мост) и IT-компания "Необит" (по обвинениям в кибератаках).
Москва ответила только политическими запретами: запретила въезд восьми американским чиновникам, отправила домой посла в РФ Джона Салливана и 10 дипломатов, а также ограничила работу дипмиссии и фондов США в России. Глава МИД Сергей Лавров подчеркнул, что Москва оставит "про запас" возможное принятие болезненных мер для американского бизнеса.
Первая реакция
Рынок не только был готов к тому, что объявят новый пакет санкций, но и ожидал худшего сценария, констатируют опрошенные ДП аналитики. Как отмечает Максим Киселёв, профессор школы бизнеса "Синергия", индекс Мосбиржи упал на символические 0,23%, а рубль потерял менее половины процента. "Вполне нормальная рыночная динамика, ничего особенного. Очень похоже, что российские игроки приобрели иммунитет к плохим новостям из США", — добавляет Киселёв.
Валерий Емельянов, аналитик "Фридом Финанс", описывает первую реакцию фондового рынка на санкционную войну. По его словам, фиксировались небольшие распродажи в российских евробондах, это привело к короткой просадке акций фондов валютных облигаций РФ. "Снижение в моменте составляло около 0,6%, но сейчас уже это снижение выкуплено, и стоимость бондов опять на трёхнедельных максимах", — отмечает аналитик.
На рынке акций был всплеск волатильности, причём в сторону роста. В долларовом выражении (по индексу РТС) российские бумаги демонстрировали самый сильный прирост внутри для с конца декабря. С минимальных в тот день 1435 пунктов индикатор поднялся почти до 1475, где, собственно, и закрылся, а в пятницу рост продолжился — до 1495 и выше. В сумме российский рынок на новостях о санкциях прибавил в весе почти 4%, обращает внимание Емельянов.
В рублях отскок оказался не таким впечатляющим: индекс Мосбиржи вырос за эти пару дней с 3530 до 3580, или менее чем на 1,5%. Но это связано с тем, что большую часть роста "съел" укрепившийся рубль: он рос параллельно с рынком акций, хотя и не так уверенно. Пару USD/RUB двое суток лихорадило внутри диапазона 75,3-77,5. Сначала был резкий взлет, потом осознание, что санкции номинальны, и в итоге доллар к рублю днём в пятницу торгуется на своих апрельских минимумах, или на 2% ниже значений начала недели. Общий размах колебания рубля за последние пять сессий составил довольно внушительные 3,5%, добавляет он.
Рынок акций уже пришёл в форму и далее будет следовать за глобальными трендами: динамикой нефти, международных индексов и фондов, считает аналитик. Валютный рынок после пережитого стресса будет снижать волатильность, геополитическая премия из рубля будет уходить.
"В течение следующей недели мы можем увидеть, как пара USD/RUB закрепляется в диапазоне 74–75 рублей. К лету — если нефтяные котировки существенно не изменятся — доллар может откатиться до 72", — прогнозирует эксперт "Фридом Финанс".
Закрыли "калитку", а не ворота
Ограничения по госдолгу РФ стали скорее сигналом в политике, а не инструментом экономической войны, уверены опрошенные ДП аналитики.
"Сейчас у нас госдолг составляет маленькую величину, не более 5% ВВП. Поэтому каких-то знаковых влияний я не предвижу. А вот корпоративный долг существенный, хоть и снижается. Но его никак санкции не затронули", — подчёркивает Давид Тереладзе, доцент кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук
"Санкции имеют скорее политический характер, Джо Байден показал, что будет продолжать санкционную войну. Это просто подтверждение приверженности выбранному курсу в политике", — уверен аналитик. Он добавляет, что в долгосрочной перспективе доллар возможно будет сильнее, а рубль падать, но это объясняется ценами на нефть и ситуацией с пандемией.
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade, обращает внимание, что санкции вводят запрет американским инвесторам на покупки новых траншей гособлигаций лишь на первичном рынке, непосредственно у эмитентов – ЦБ РФ, ФНБ, Минфина. Не запрещена купля-продажа на вторичном рынке прежних выпусков и даже приобретение новых через посредников.
"Таким образом, основные потоки оборота ОФЗ сохраняются. Можно сказать, что США закрыли лишь "калитку", оставив открытыми "ворота". Опасения инвесторов состояли в возможности полного запрета на операции и владение ОФЗ. Этого пока не произошло", — говорит Гойхман.
Кроме того, добавляет аналитик, введённые персональные санкции также не имеют большого значения. Эти люди и компании, которых Вашингтон считает причастными к политическим нарушениям, мало значимы в экономической деятельности.
"Реакция финансовых рынков показывает даже некоторое "облегчение" в настроениях инвесторов, готовившихся к худшему и закладывавших возможный негатив в котировки. Но после объявления о санкциях рубль и фондовые индексы показывают рост", — резюмирует он.
Валерий Емельянов, аналитик "Фридом Финанс", соглашается — в ценных бумагах и российской валюте закладывались более жёсткие сценарии. По его мнению, риски неконтролируемого обвала российских долговых бумаг отходят на задний план как маловероятное событие. "Приток капитала в страну не прекратится. Рынок госдолга остается открыт для иностранцев, хотя и с рядом оговорок. Рынки корпоративных бумаг не потеряли своей привлекательности ни в плане размера купонов и дивидендов, ни в плане потенциального роста", — резюмирует он.
Сценарии давления
Аналитики отмечают, что "предупредительные", номинальные санкции экономике России грозят не конкретными последствиям в краткосрочной перспективе, но остаются "тревожным" сигналом для участников рынка. Кроме того, обещанные дополнительные санкции по-прежнему могут заключаться в полном запрете на операции с госдолгом и отключении от SWIFT.
Такие меры могут привести к просадке российских фондовых индексов, потере капитализации и ухудшению финансовых результатов российских компаний, усилению инфляции, потере темпов роста ВВП, перечисляет главный аналитик TeleTrade. При этом, по его мнению, персональные санкции против крупных бизнесменов и их компаний маловероятны.
В качестве мер противодействия негативным последствиям финансовые власти РФ могут задействовать резервы, поднять ключевую ставку, прекратить покупку валюты по "бюджетному правилу" и, наоборот, усилить рублёвые интервенции. "Наличие больших объёмов резервов, низкого госдолга, высоких нефтяных цен позволят во многом демпфировать последствия негативных явлений", — прогнозируют в TeleTrade.
Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ "Альпари" напоминает, что обычно в условиях стресса капитал не перетекает из сектора в сектор, он уходит в кэш "до лучших времен". Так может быть и сейчас, поскольку после коронавирусного кризиса ни один из секторов российской экономики не успел восстановиться в полной мере, считает Бодрова.
"Санкционная тема со стороны США может развиваться по совершенно разным сценариям, однако понятно, что затишья здесь не будет, пока на руках у Белого дома есть хотя бы один козырь", — добавляет аналитик "Альпари".
Впрочем, Москва и Вашингтон вполне могут ограничиться апрельским раундом взаимных угроз. В текущих непростых экономических условиях приоритет для американской администрации и законодателей в том, чтобы снимать торговые и инвестиционные барьеры, а не наращивать их.
"Жёсткие санкции против России были бы плохим прецедентом и осложнил бы диалог США с Европой и Китаем. Россия будет уходить из фокуса политики Вашингтона, если только не произойдёт каких-то вопиющих событий, на которые администрация не сможет не отреагировать", — прогнозирует аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.