Частные детские сады смогли выжить за счёт добровольной поддержки клиентов во время карантина. С повышением санитарных требований вести бизнес становится сложнее.
На рынке частных детских садов тенденции в среднем те же, что и в других сферах: выживают сильные и крупные игроки.
Некоторые второстепенные филиалы сетей, а также часть домашних детсадов были вынуждены закрыться за время карантина. Однако были и те, кто воспользовался освобождающейся нишей.
"Есть немало садов, открывшихся в этот период, и мы в их числе. Многие люди не снижали рабочий темп и особо остро нуждались в услугах садика", — рассказала корреспонденту "ДП" руководитель частного детского сада "Крошка лама" Екатерина Харченко.
Но многие проекты потерпели убытки. Например, у детского сада "Карусель" три из четырёх филиалов не работали на протяжении 5 месяцев.
"11 мая, когда было разрешено возобновить деятельность, в детский сад пришли пять детей. И это был подарок!" — говорит директор "Карусели" Елена Верёвкина.
Она отмечает, что встать на ноги после карантина им помогла администрация Выборгского района.
"Мы согласовали льготную оплату аренды, получили субсидию. Администрация по просьбе частных образовательных организаций представляла наши интересы в городе", — дополняет Верёвкина.
В Приморском районе закрылось порядка 40% частных организаций, работавших с детьми. Татьяна Селенкина, руководитель сети частных детских садов "Питер Пен", рассказала, что большая часть клиентов поддерживала их сад во время карантина, внося оплату за абонементы.
"Это позволило нам не просто работать в режиме “сохранить бизнес и выжить”, но и выплачивать зарплату сотрудникам, задействованным в организации онлайн–направления", — говорит она.
"Вернуться к нормальной работе, как до карантина, получилось только в феврале", — рассказывает автор проекта Artivity в Московском районе Анна Ковалёва.
Во время самоизоляции прибыль была минимальной. Тем не менее клиенты приобретали абонементы на онлайн–занятия хотя бы по символической стоимости. При этом есть частные детские сады, которые не закрывались вообще и не потеряли клиентов.
"Многим родителям нужно было работать. И они отдавали детей в сад", — поясняет Ковалёва.
Как говорят эксперты рынка, сегодня открыть частный детский сад с лицензией на образовательную деятельность не так просто, как 2–3 года назад.
"Это связано с трудностью поиска помещений, удовлетворяющих требованиям Роспотребнадзора и пожарной безопасности. А с введением новых СанПиН всё стало ещё сложнее", — говорит Елена Верёвкина.
Чтобы запустить такой проект, нужно не менее 1 млн рублей.
"Некоторые наши конкуренты умудряются вложить 250–300 тыс. рублей и запустить сад в работу, но я уверена, что с такими вложениями просто невозможно качественно организовать даже небольшое пространство", — добавляет Татьяна Селенкина.