По итогам 2020 года интерес к франчайзингу в России вырос на 9%. В Петербурге, по данным Franshiza.ru, спрос восстанавливался медленнее, чем в среднем по стране.
В Петербурге, по словам экспертов, почти не пользуются спросом алкогольные и продуктовые магазины, а также детские образовательные проекты. Это одна из особенностей города.
Партнёр M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская обращает внимание, что вакантных торговых площадей в хороших локациях мало, стоимость аренды высока, поэтому франчайзи тяжелее работать. Кроме того, в городе доминируют крупные торговые сети, что снижает привлекательность готовых бизнес–проектов. Синявская предполагает, что в Северной столице лучше развиваются франшизы специализированных продуктовых сетей, чем универсальных магазинов.
"Спрос на детские образовательные франшизы в крупных городах низкий. В прошлом году мы продали 22 франшизы, из них только одну в Петербурге. Аренда помещения, оплата труда и рекламы на старте требуют здесь больших вложений, чем в средних и малых населённых пунктах. Поэтому ведение такого бизнеса в Петербурге на первый взгляд кажется рискованным", — указывает директор по франчайзингу компании "РОББО" Екатерина Экало.
По данным Franshiza.ru, предприниматели ищут в основном франшизы аптек, пунктов выдачи интернет–заказов, магазинов бытовых товаров и низких цен, медицинских лабораторий, а также IT–проектов.
Эксперт по франчайзингу Ирина Ищенко подчёркивает, что неоднозначная ситуация с центрами приёма анализов. С одной стороны, продажи таких франшиз растут, с другой — в Петербурге эта ниша уже переполнена. "Даже несмотря на то что в 2020 году лаборатории расширили спектр предлагаемых услуг анализами на COVID–19, я считаю, что предпринимателям идти в это направление не имеет смысла. Более перспективно открывать узкопрофильные медцентры: таких предложений на рынке сейчас мало", — говорит она.
Руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что если бы не коронакризис со всеми его последствиями, то рынок за прошлый год показал бы рост на 25–30%. Сейчас его восстановление будет зависеть как от эпидемиологической и экономической обстановки, так и от поведения потребителей.
Ирина Ищенко указывает на характерную для Петербурга проблему — отсутствие поддержки франчайзинга. "В Москве, например, выделяют субсидии до 1 млн рублей на паушальный платёж и компенсацию затрат на оборудование, у нас такого пока нет", — сетует эксперт.