Госдума должна рассмотреть законопроект об онлайн–сервисе по досудебному урегулированию потребительских споров, серьёзно нагружающих судей
Петербурженка приобрела в автосалоне KIA Quoris KH 5.0 за 2,25 млн рублей. При использовании она обнаружила дефекты. Урегулировать разногласия с компаниями в досудебном порядке ей не удалось, тогда она обратилась с иском в суд.
В процессе были изучены четыре экспертизы, допрошены специалисты и эксперты. Само разбирательство заняло почти год. В итоге суд пришёл к выводу: в автомобиле не работал обогрев левого зеркала заднего вида и имелся дефект работы кнопки mode. С производителя иномарки ООО "Эллада Интертрейд" взыскали не только стоимость покупки, но и убытки и штраф — всего 15 млн рублей.
Количество потребительских споров ежегодно увеличивается, как и размер взысканий, предъявляемых покупателями. Так, за последние 3 года эта сумма возросла в полтора раза и достигла 6 млрд рублей.
"Это огромная нагрузка на суды, и, конечно, если хотя бы часть этого количества дел не придёт к нам, будет очень хорошо. Кроме того, необходимо отметить, что в 75% случаев по данным искам проводятся экспертизы, что увеличивает срок рассмотрения дел и влечёт дополнительные финансовые траты для участников процесса", — заявила "ДП" глава Объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева.
В этом году правительство РФ внесло в Госдуму законопроект по созданию онлайн–платформы на базе сервиса "Госуслуги" для досудебного урегулирования подобных споров. Чиновники предлагают внести поправки в уже существующий ФЗ "О защите прав потребителей" и принять новый ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника".
По замыслу авторов, эта идея позволит бизнесу и покупателям сократить издержки (расходы на судебные процессы, затраты на хранение и обработку документов в бумажной форме и т. д.) и разгрузит суды. Процедура будет добровольной, вместе с тем проект предусматривает возможность внесения в договор её обязательного применения, но по согласованию с покупателем. Добавим, что изменения были разработаны по поручению президента Владимира Путина. Сейчас этот законопроект собирает необходимые заключения. Ожидается, что Дума рассмотрит его до летних каникул.
"В самом законопроекте подробностей минимум, виды споров, ограничения по суммам и видам товаров для использования в онлайн–сервисе должны быть установлены позже в постановлении правительства", — отмечает адвокат Илья Кавинский.
По сути, предлагается перейти на электронный документооборот между потребителями и предпринимателями.
Этот механизм начнёт применяться только в отношении товаров (работ, услуг), которые будут приобретены после вступления закона в силу.
По оценке Дарьи Лебедевой, новшество выгодно не только судам, но и участникам потребительских споров.
"Для истца исключается риск трат на экспертизу в случае проигрыша; для ответчика — так называемый “потребительский терроризм”. По закону суд взыскивает не только стоимость товара, но и неустойки, а также штраф. Итоговая сумма может раза в три превышать стоимость спорного товара или услуги", — поясняет глава Объединённой пресс–службы судов Петербурга.
По словам Ильи Кавинского, этот сервис может очень быстро стать популярным: "Он существенно снизит затраты на вход в спор для потребителя (за счёт того, что потребителю понадобится меньше времени для отправки жалобы) и, с другой стороны, сделает для предпринимателя общение с потребителем более быстрым. Однако появление такого сервиса может привести к тому, что потребитель начнёт обращаться к бизнесу с претензиями по поводу более мелких случаев, которыми раньше не озаботился бы".
Сейчас судебная практика по потребительским спорам, по оценке экспертов, может считаться сформировавшейся, перекосов в пользу одной или другой стороны они не отмечают.