МТС измерили онлайн–активность петербуржцев. Спрос на образовательные и геймерские сервисы после 2020 года сильно упал. Зато популярнее стали интернет–магазины и доставка еды.
В компании проанализировали посещаемость 30 тыс. сайтов и приложений жителями городов–миллионников, сравнив её с данными доковидного периода.
Рост востребованности интернет–магазинов и сервисов доставки еды был ожидаем: удалёнка буквально не оставила альтернатив. Однако по итогам I квартала 2021 года эти категории обогнали даже период локдауна.
Как полагает партнёр практики технологического консалтинга PwC в России Тимофей Хорошев, это можно объяснить тем, что часть горожан продолжает в той или иной мере самоизолироваться или по крайней мере избегать больших скоплений людей. "Во время пандемии огромное количество людей попробовали цифровые сервисы и получили положительный клиентский опыт", — говорит он.
В случае с развлечениями у потребителей год назад тоже не было "нецифровых" вариантов. Кроме того, по словам генерального директора "Лаборатории трендов" Елены Пономарёвой, онлайн–кинотеатры активно предлагали бесплатные тестовые периоды. Однако дальше бурного роста популярности им ожидать не стоит. "Кто хотел, тот уже распробовал. Есть естественный прирост, но из–за того, что сейчас у людей меньше времени, чем во время самоизоляции, произошёл небольшой спад по сравнению с 2020 годом. Примерно на том же уровне цифры и сохранятся", — считает эксперт.
По словам Пономарёвой, геймерские платформы "просели" относительно прошлого года в том числе и потому, что большинство детей вернулись в школы.
С сервисами социальных индустрий (финансы, здравоохранение, государственные ресурсы) всплеск активности можно объяснить несколькими трендами.
"Многое зависит от методологии расчётов и конкретных сайтов и приложений, которые попали в анализ. Появилась неопределённость вокруг доходов вследствие пандемии, что заставляет людей чаще следить за личными финансами. Приложения банков вышли за рамки только финансовых и теперь предлагают и другой контент (например, обучающие и развлекательные истории). Государственные ресурсы также стали популярнее из–за новых социальных выплат, которые появились во время пандемии, вакцинации и тестов, связанных с коронавирусом, а также новых услуг: электронная медицинская карта, трудовая книжка и другие. Помимо этого многие государственные ресурсы служат источником информации для граждан, например связанной с коронавирусом", — отмечает руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково–РЭШ" Егор Кривошея.
Наиболее интересны показатели телемедицины. В Петербурге отмечен рост, но он не такой заметный, как в Москве. Интерес столичных жителей к удалённой медицине вырос в этом году на 2127% относительно доковидного периода. "Развитие сервисов телемедицины связано с несколькими причинами: повышение качества и выход на рынок крупных игроков, желание людей избегать походов в поликлиники как мест потенциального заражения, рост стоимости платных медицинских услуг (удалённая консультация дешевле)", — отмечает Тимофей Хорошев.
По мнению генерального директора компании — разработчика медицинского ПО "Виста" Александра Савватеева, в Москве больше предложения, клиники имеют более современный подход и платёжеспособность населения выше.
"Когда мы работаем над московскими телемедицинскими проектами, там даже не обсуждается вопрос “надо или не надо”, а в Петербурге бизнес ещё приходится убеждать. Плюс Москву стоит рассматривать как “хаб” медицинского лечения. Это не городского уровня клиники, а федерального", — говорит бизнесмен.
По мнению экспертов рынка онлайн–услуг, к концу этого года показатели если и вырастут, то несущественно. Глобальных изменений и взрывного роста каких–либо онлайн–сервисов ожидать не стоит.