Амурские компании "Спецстройсервис 2" и "Центр правового консалтинга "Де-юре" заявили о намерении предъявить банкротный иск к ООО "Балтийский лизинг" за долги в совокупности 1,2 млн рублей. Из-за отсутствия публикаций о намерениях, установленных законом РФ, арбитражный суд приостановил рассмотрение банкротных исков до конца мая 2021 года.
История началась с договора лизинга в 2016 году. В сентябре 2019 года вступило в силу судебное решение об изъятии у "Спецстройсервиса 2" техники из-за нарушений условий договора лизинга. Ответчик подал встречный иск о взыскании неосновательного обогащения на 1,28 млн рублей, который был удовлетворён в январе 2021 года.
"Если истцы не представят исполнительные листы на взыскание присуждённых им сумм в порядке исполнительного производства, во избежание дальнейших репутационных потерь мы рассмотрим целесообразность погашения внесением данных сумм в депозит, — говорит Сергей Громов, руководитель юридической дирекции "Балтийского лизинга". — Ещё до вступления решения суда в законную силу мы уведомили "Спецстройсервис 2" о готовности исполнить судебный акт, в марте был выдан исполнительный лист, который до сих пор не предъявлен ни в службу судебных приставов, ни в банк".
По его словам, в марте текущего года "Балтийский лизинг" получил электронный документ, отправителем которого указано ООО "Центр правового консалтинга "Де-юре", с требованием выплаты части долга перед "Спецстройсервисом 2" по соглашению об уступке.
Подтверждения заключения соглашения и совершения уступки не поступало, при этом обе компании обратились в арбитражный суд с заявлениями о банкротстве.
"В условиях отсутствия определённости о том, кто является кредитором, ООО "Балтийский лизинг" воздерживается от добровольного исполнения обязанности, но, разумеется, выплатит сумму в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, — резюмирует Громов. — У взыскателя нет оснований для обращения с заявлением о банкротстве, поскольку применяемые в деле о банкротстве процедуры не должны подменять собой меры по принудительному исполнению судебных актов. Направление заявления — очевидно неразумное и недобросовестное поведение, имеющее целью бросить тень на репутацию компании".
Практика, когда кредиторы устрашают ответчиков банкротными исками, не нова. Но на кону репутационные и финансовые риски.
На текущий момент в обращении у "Балтийского лизинга" три облигационных выпуска на 13 млрд рублей. Единственным участником общества является АО "Балтийский лизинг", владельцем которого в 2018 году стал ПАО "Банк "ФК Открытие". По данным "Эксперт РА", группа компаний "Балтийский лизинг" занимает 7-е место в РФ по объёму нового бизнеса по итогам 2020 года, лизинговый портфель компании превышает 80,6 млрд рублей.
"Иск о банкротстве в российской практике не обязательно означает, что истец всерьёз намерен обанкротить ответчика или, например, провести его рейдерский захват. Часто такие иски инициируются в рамках корпоративных конфликтов в качестве инструмента принуждения к переговорам или получения уступок в ходе коммерческих споров, — отмечает Дмитрий Адамидов, независимый аналитик. — Правда, для держателей облигаций этот момент крайне нервный, ибо в случае открытия конкурсного производства по делу о банкротстве они оказываются в хвосте очереди кредиторов и чаще всего не могут рассчитывать на полный возврат своих вложений".
"Мы всё чаще сталкиваемся с ситуацией, когда кредиторы вместо исполнительного производства сразу обращаются с заявлением о банкротстве, потому что, по сути, такое обращение для кредитора ничего не стоит, — поясняет Роман Фридлендер, юрист практики разрешения споров и банкротства Capital Legal Services. — Публикация на публичных площадках сообщений о намерении пугает и заставляет активнее взыскивать долги не только других кредиторов, но может привести и к расторжению действующих соглашений между должником и его контрагентами".
По словам эксперта, зачастую заявление о банкротстве может иметь гораздо более негативные последствия, чем простое исполнительное производство.