Смольный хотел вернуть в Петербурге публичные слушания, но в итоге сохранил их онлайн–аналог до середины 2022 года.
Губернатор Петербурга Александр Беглов внёс в Законодательное собрание проект закона, возвращающий процедуры общественных обсуждений по градостроительным вопросам. Они стали заменой публичным слушаниям, которые запретили год назад из–за пандемии коронавируса.
Общественные обсуждения в Петербурге стали проводить с октября 2020 года. Их основное отличие от слушаний заключалось в том, что они проходили в режиме онлайн, без собраний граждан в помещениях. Таким образом, например, были приняты поправки в Правила землепользования и застройки.
Изначально городской закон об общественных обсуждениях действовал до 31 декабря 2020 года. Потом его действие продлили до 31 марта 2021 года. Поскольку коронавирусные ограничения оставались в силе, ожидалось, что действие закона продлят ещё раз, но этого не произошло.
В начале года обсуждался вопрос о возможности возврата к прежнему формату публичных слушаний, сообщили "ДП" в пресс–службе комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Петербурга. "Однако с учётом сохранения режима повышенной готовности и необходимости обеспечения снижения эпидемиологических рисков принято решение о целесообразности возобновления процедуры общественных обсуждений", — пояснили в КГА.
В итоге новый законопроект появился только сейчас. Прописанная в нём процедура аналогична той, которая действовала до 31 марта, отметили в КГА. Она останется в силе до 30 июня 2022 года. "Это связано с тем, что нет оснований полагать, что режим повышенной готовности в ближайшем будущем отменят", — говорят в комитете. Впрочем, если всё–таки ограничения снимут раньше, публичные слушания обещают вернуть до указанной даты.
Комиссия по городскому хозяйству ЗакСа в целом поддержала законопроект, но намерена его доработать. Положительный опыт общественных обсуждений должен быть использован и в публичных слушаниях, когда город к ним вернётся, пояснил эксперт комиссии Александр Карпов.
"Процесс становится в определённом смысле более прозрачным, — рассказывает он об опыте общественных обсуждений. — Нет необходимости ездить на мероприятия. Если проект вызывает какой–то общественный резонанс, то он сразу выплёскивается на сайт, и это удобно для всех — и для инициатора слушаний, и для органов власти, и для журналистов, и для общественности. Это такая современная форма, давно уже принятая во многих странах".
Но, по словам эксперта, есть и недостатки: диалога всё равно не получается. "Мы надеялись, что обсуждения в какой–то степени позволят работать в режиме вопрос — ответ. Но они очень плохо функционируют в таком режиме", — отмечает Александр Карпов.
Фактически граждане видят ответы на свои вопросы по проектам, вынесенным на общественные обсуждения, лишь в заключениях, опубликованных по их итогам.
В данный момент несколько проектов уже ждут, когда общественные обсуждения возобновятся, говорит генеральный директор ассоциации "Объединение строителей Санкт–Петербурга" Алексей Белоусов.
"Но месяц или два задержки не критичны с точки зрения прохождения проекта, потому что у застройщика, как правило, помимо общественных обсуждений есть множество других забот — получение разрешительной документации и т. д.", — говорит он.
Характерно, что, в отличие от ситуации годичной давности, ни один проект не завис на полпути, когда процедура согласования с общественностью уже стартовала, а провести её нет возможности. Ряд общественных обсуждений завершились 31 марта.