Смольный выделил две площадки для художников–граффитистов. Очевидно, что для всех желающих рисовать места не хватит.
На днях петербургский комитет по градостроительству и архитектуре объявил о старте проекта по созданию согласованных зон для нанесения легальных граффити. Пилотные пространства для стрит–арта разместятся в парке "Зима–Лето" в Колпинском районе и в Петроградском — рядом со скейт–парком под мостом Бетанкура. По мнению губернатора Александра Беглова, эта инициатива позволит решить сразу две задачи: "Первая — мы обезопасим фасады домов, поскольку несанкционированное нанесение изображений на стены зданий запрещено законом. Вторая — уличные художники получат возможность творить и создавать тематические современные пространства. Это важно для культурного и туристического облика Петербурга".
Отношения местных властей с уличными художниками никак нельзя назвать спокойными. Время от времени они принимают особо агрессивную форму — когда начинается уничтожение работ стрит–арта. В том числе и очень известных. Достаточно вспомнить закрашивание портрета Виктора Цоя на Зверинской и Юрия Шевчука в сквере на Литейном, неоднократные посягательства на изображение Даниила Хармса на Маяковской, жалобы на граффити со Станиславом Черчесовым и Данилой Багровым и последующую их порчу. Художники на такие действия отвечают, как правило, новыми работами. Белорусская команда HoodGraff на той же стене, где они рисовали рок–музыканта Шевчука, воспроизвела кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Но проблема так и остаётся нерешённой. Попытки вступить в диалог с чиновниками заканчивались провалом. Так, осенью 2018 года в кластере "Арт–муза" проходил круглый стол, который организовала арт–группа "Явь". В мероприятии, на котором дискутировались вопросы правового регулирования граффити в Петербурге, участвовали представители "Ленэнерго" и депутаты–единороссы. Среди предложений, выдвинутых граффитистами, например, было такое — позволить жильцам самим решать, какие рисунки могут быть размещены на их домах. Однако все идеи были отвергнуты.
Новая инициатива вряд ли принесёт успокоение чиновникам и коммунальщикам и совершенно точно не сможет изменить текущее положение дел. Стрит–арт — искусство стихийное, а граффитисты — автономное сообщество, которое устанавливает собственные правила работы. Райтеры сами выбирают поверхности, на которых будут рисовать. По негласной договорённости один художник не может перекрывать предыдущее изображение — хотя бы из уважения к чужим усилиям и затратам. Если же такое случается, то формируется короткий визуальный диалог. Так что на выделенных городом легальных пространствах стрит–арт–творчество, вероятнее всего, закончится очень быстро.
Российский опыт
Это может показаться удивительным, но власти в регионах уже достаточно давно находят конструктивные возможности для диалога с уличными художниками. Петербург мог бы воспользоваться их обширным опытом, при необходимости адаптировав его.
В 2009 году в Екатеринбурге появился стрит–арт–фестиваль "Стенограффия", продвигавший идею легального уличного искусства. За 11 лет жизни фестиваля его участники превратили свыше пяти сотен объектов в арт–достопримечательности. Команда фестиваля ищет глухие торцы пятиэтажек, технические будки и другие индустриальные постройки, которые становятся холстами для работ художников. Рисуют не только в больших городах вроде Омска, Ханты–Мансийска и Оренбурга, но и в сёлах Томской области — Каргасок и Парабель, и даже за Полярным кругом — в посёлках Новый Порт, Мыс Каменный и Тазовское. Во всех случаях художники создают изображения не по велению души и сердца или чтобы просто разукрасить городской пейзаж, а проводят предварительные короткие антропологические исследования на местности, изучают архитектуру и историю будущего объекта и лишь затем приступают к работе.
Ещё один масштабный граффити–фестиваль — "Культурный код" — возник 2 года назад. Свою цель организаторы видят в создании "музеев монументального искусства под открытым небом, креативного пространства для знакомства жителей Российской Федерации с направлениями современного искусства и мировой уличной культурой". Город, в котором пройдёт очередной "Код", отбирается путём народного голосования. Первый фестиваль состоялся в 2019 году в Одинцовском районе Московской области. Среди его участников была и мировая знаменитость — испанский граффитист Окуда Сан–Мигель, расписавший многоэтажный дом в районе Новая Трёхгорка.
Второй фестиваль проходил в Калининском районе Челябинска. 11 российских художников создали 11 муралов (огромное изображение, нанесённое на стену здания или сооружения), которые превратились в музей под открытым небом по улице Университетская Набережная.
В Нижнем Новгороде, который негласно считается российской столицей стрит–арта, проходит фестиваль с красноречивым названием "Место". Благодаря рисункам хорошо знакомые сооружения наделяются новыми смыслами. К тому же это ещё и способ привлечь внимание к приходящим в негодность постройкам и высказываться на актуальные темы.
Личное мнение
Один из петербургских граффитистов на условиях анонимности согласился прокомментировать официальную инициативу: "В Петербурге не менее двух сотен активно рисующих. Поэтому логичен вопрос: каким образом можно удовлетворить четырьмя небольшими стенками где–то под мостом такое количество художников, у каждого из которых минимум 50–70 рисунков в год? Полагаю, это невозможно. У нас, кстати, был подобный опыт: в районе “Удельной” выделили стенку. Там хорошие рисунки нанесли один раз, и всё. На мой взгляд, проблему необходимо решать иначе. В городе много “заброшек”, которые хочется оживить. И мне представляется абсурдным, когда такое сооружение кем–то охраняется, а людей гоняют, “принимают”, за то, что они, никому не мешая и ничего не портя, на старом разрушенном объекте просто наносят рисунки. Но я же вижу, как активно люди фотографируют такие объекты, покрытые красивыми изображениями.
Если город будет идти на сотрудничество, конечно, всё будет иначе. Выделение стенки проблему не решит. Как человек, рисующий граффити, никогда бы в жизни не поехал туда. Потому что понимаю, что это такое. А вот если бы был фестиваль, где нам дадут краску, поставят задачи, определят цветовую гамму, стенки крутые или какой–то объект, я бы с радостью принял участие в таком событии. То есть необходим совершенно другой подход".