В Петербурге заработал агрегатор для аренды яхт и катеров Iflot. Эксперты отмечают, что сервис полезный, однако у него могут возникнуть проблемы юридического плана.
Агрегатор, согласно данным "Контур.Фокус", запустили предприниматели из Московской области Антон Василенко и Владислав Гуров. Им же принадлежит федеральная сеть барбершопов Borodach.
В начале мая сервис открыл первый сезон. В приложении доступны лодки, которыми можно управлять без капитана, катера, парусные яхты, корабли и теплоходы, а также вейкборды. Можно выбрать судно на карте города, где указаны места швартовки, и удобный день для аренды. Партнёром сервиса могут стать судовладельцы, ведущие предпринимательскую деятельность.
"На данный момент в нашей базе более 280 судов в Москве, Петербурге и Сочи. Мы только запустились, но уже получаем предложения о партнёрстве от лидеров рынков", — рассказали "ДП" в самой компании.
Iflot собирается популяризировать водный досуг: "Мы хотим убрать лишние барьеры и показать всем, что провести классно время со своими близкими, отправившись навстречу водным приключениям, можно буквально в пять кликов через приложение на своём телефоне. Причём не по цене крыла от самолёта".
Создатели проекта отмечают, что спрос на водный досуг растёт, но рынок состоит из частников, сдающих своё судно через сайты, которые не дают никаких гарантий клиенту, а также из часто уже устаревших корпоративных флотилий. "Для клиента сегодня это всё неудобно, непонятно и просто небезопасно. В связи с этим мы хотим дать новый вектор развития рынку аренды яхт и катеров", — уточняют в компании.
Эксперты отмечают, что сервис предлагает хороший выбор яхт и катеров, а также инвентарь для водного спорта по разумным расценкам. Вероятно, ставка делается на массовый спрос и низкий ценовой сегмент в первую очередь.
В целом рынок краткосрочной аренды в Петербурге не заполнен — существует менее 10 компаний, предоставляющих такие услуги по разным видам транспорта, в том числе по морскому для длительных путешествий.
"Существование удобного приложения у сервиса вряд ли можно считать серьёзным конкурентным преимуществом, потому что в этом бизнесе более важны такие аспекты, как состояние транспорта (насколько яхты и катера новые), уровень расценок, наличие комфортной инфраструктуры. Последний фактор крайне актуален для туристов: в России, несмотря на обилие водоёмов, где возможна аренда, часто инфраструктура старая или очень высокого ценового уровня. Среднего нет", — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал уверен, что новый сервис, который предлагает аренду катеров и лодок, также будет востребован туристами. "Возможность быстрой аренды, своевременного бронирования водного транспорта, удобный сайт — всё это будет конкурентными преимуществами относительно традиционных компаний. К сервисам, у которых есть удобные приложения, более высока лояльность клиентов", — говорит эксперт.
Директор АНО "Большая Арктическая Регата" Станислав Корякин считает, что сам по себе такой сервис, безусловно, был бы полезен, но его востребованность пока под вопросом. Раньше было водное такси от Uber, но оно не смогло захватить рынок.
"Есть ряд объективных причин, которые мешают развиваться подобным сервисам. Это излишняя нормативная зарегулированность всего, что связано с маломерным ходом. Сейчас владелец лодки должен иметь лицензию на коммерческую эксплуатацию, а просто так частную лодку передать в такой сервис сложно", — поясняет он.
Станислав Корякин добавляет, что помимо нормативной составляющей сложность состоит в том, что не так много людей в России имеют права на управление маломерным судном.
"Поэтому если они и будут брать лодку, то, скорее всего, с капитаном, а это мало чем отличается от того, что уже есть в Петербурге", — отмечает он.
За границей используют страховую модель. Пользователю необходимо внести депозит, а дальше страховая компания перекрывает все расходы, что бы ни произошло.
"Мы стараемся обосновать необходимость упрощения норм использования маломерного флота для коммерческой эксплуатации. Но решение этого вопроса находится на федеральном уровне", — заключает Корякин.