Кировский завод вложился в формирующийся рынок обучения персонала работе с корпоративным программным обеспечением.
Венчурный фонд Кировского завода Kirov Group Ventures стал инвестором самарского стартапа HintEd и участником компании с долей 7%. Сумму инвестиций в компании не раскрывают, как и оценочную стоимость бизнеса. По данным "Контур.Фокус", 2020 год ООО "Хинтед" закончило с выручкой 3,7 млн рублей и чистым убытком 4,3 млн. Годом ранее выручка составляла 1,6 млн рублей, чистый убыток — 1 млн. Примечательно, что 7% ООО "Хинтед" принадлежат не фонду, а лично генеральному директору ПАО "Кировский завод" Георгию Семененко.
Подсказки для сотрудников
Платформу HintEd запустили в 2019 году. Она позволяет ускорять обучение сотрудников использованию различного программного обеспечения корпорации, а также автоматизировать техническую поддержку пользователей. Эти задачи удаётся выполнить с помощью интерактивных пошаговых инструкций, которые интегрируются прямо в интерфейс программных продуктов.
В будущем основатели стартапа планируют развивать свой продукт в сторону платформы на базе Machine Learning. По их представлению, HintEd станет не только инструментом для создания интерактивных инструкций, но также платформой, помогающей анализировать, как сотрудники реально пользуются программами компании, где они испытывают трудности. Это ускорит внедрение IT–систем и повысит вовлечённость сотрудников.
По расчётам основателей проекта, в среднем внедрение корпоративной системы в компаниях занимает от 6 месяцев. Только на этот этап приходится потратить от 20 млн рублей. Ещё несколько миллионов уходит на подготовку материалов для обучения сотрудников (которое длится несколько месяцев). Стартап предлагает сократить затраты на обучение в 2 раза; разгрузить техническую поддержку на 30%; уменьшить количество ошибок пользователей ПО в 1,5 раза.
CEO и основатель компании HintEd Артём Таганов указывает, что если для запуска такого проекта нужны десятки миллионов рублей, то на этапе масштабирования счёт идёт уже на сотни миллионов. Он признаётся, что сейчас компания по большей части занимается поиском инвестора на внешних рынках. Новый раунд инвестиций намерены завершить до конца 2021 года. "В России рынок Digital Adoption Platform, по оценкам аналитиков, ещё совсем молод, здесь мы видим для себя только косвенных конкурентов ? это всяческие курсы по работе с ПО от вендоров (консультанты, которые учат им пользоваться), симуляторы и тренажёры. Однако мы не собираемся полностью переориентироваться на западные рынки в будущем. Уже сейчас мы видим, что в России на этом рынке есть деньги", ? рассуждает Артём Таганов.
Эксперты оценивают объём российского рынка Digital Adoption Platform в сумму до 1 млрд рублей в год. При этом объём российского рынка EdTech в целом равен 53–54 млрд.
HintEd рассчитана в основном на корпоративных клиентов: банки, сотовые операторы, компании из сфер FMCG и ретейла.
Руководитель группы развития продуктовых инноваций IT–компании "Крок" (одного из клиентов проекта) Екатерина Мелькова отмечает, что у команды, создавшей этот стартап, есть крупные клиенты и успешные внедрения. "Среди слабых сторон пока, пожалуй, можно отметить достаточно долгие циклы сделки. Но команда явно работает над тем, чтобы сделать их меньше. Подобные решения очень востребованы: крупные компании постоянно испытывают сложности с обучением как новых сотрудников корпоративному ПО, так и коллег с опытом при внедрении обновлённых систем. Также из–за того, что у корпоративных заказчиков используется сразу несколько систем даже в рамках одной функции, персонал не всегда легко ориентируется в них, ? подчёркивает она. ? В России прямых конкурентов у HintEd нет. Есть похожие решения от западных вендоров, но они сильно дороже и сложнее в использовании".
Ступеньки для карьерной лестницы
Обучением персонала интересуются также в компании iSpring. Там сделали платформу для запуска корпоративного онлайн–обучения и конструктор для создания онлайн–курсов. По словам эксперта по корпоративному обучению iSpring Михаила Кречина, ведущие российские компании уже перевели 60–70% всего обучения в онлайн–формат.
"Причём здесь нет какой–то лидирующей отрасли: банки, ретейлеры, сотовые операторы, производственники — дистанционное обучение востребовано у всех в равной степени. Выделить можно только некие сценарии онлайн–обучения в компаниях. Для ретейла, например, важно на регулярной основе проводить продуктовое обучение. Так, в fashion–ретейле с определённой периодичностью — раз в квартал — выпускается новая коллекция. Бренды заранее готовят и запускают маркетинговые активности. Компании тратят огромные бюджеты, чтобы только проинформировать покупателей о новинках. Соответственно, весь торговый персонал к запуску новой коллекции должен быть обучен, чтобы успешно выполнить план продаж. Как обучить тысячи продавцов из разных регионов максимально быстро и с гарантией результата? Выручает онлайн–обучение".
Эксперт отмечает, что сейчас есть запрос на формирование экосистем. От платформ для корпоративного обучения ждут не только закрытия базовых функций обучения персонала, но и управления жизненным циклом сотрудника в компании: от адаптации на новом рабочем месте до увольнения.
"Преуспевающие компании осознанно вкладывают в развитие сотрудников миллионы и формируют кадровый резерв — потенциальных руководителей и ведущих специалистов. В идеале желательно построить для каждого сотрудника индивидуальный план развития. Чтобы они могли восполнить пробелы в компетенциях и двигаться вверх по карьерной лестнице", — добавляет Кречин.