Производитель замороженных полуфабрикатов "Морозко" смог через суд вдвое снизить штраф за недобросовестную конкуренцию, наложенный на него УФАС Московской области.
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области изменил постановление Управления ФАС по Московской области и снизил сумму штрафа со 100 тыс. до 50 тыс. рублей. Осенью 2019 года антимонопольное ведомство признало всеволожское ООО "Морозко" виновным в недобросовестной конкуренции (ст. 14.33 КоАП). Предметом спора стали замороженные пельмени в чёрной упаковке.
С заявлением в антимонопольное ведомство обратились Щёлковский мясоперерабатывающий комбинат и компания "Альянс", владеющая его товарными знаками. Заявители обвинили всеволожское предприятие в нарушении закона о защите конкуренции. Они обнаружили на прилавках пельмени в пакете чёрного цвета под брендом "Цезарь", в том числе "Caesar Сибирские рецепты". Щёлковский МПК выпускает пельмени под названием "Sибирская коллекция" в похожей упаковке, также чёрного цвета. Щёлковский МПК и "Альянс" заявили, что эта продукция схожа до степени смешения.
Интересным нюансом стало то, что подмосковные компании запатентовали бренд в виде объёмного изображения чёрного пакета, перетянутого клипсой, так что его нижняя часть больше, а верхняя образует "хвост". "Морозко" также владеет товарным знаком в виде полупрозрачного объёмного пакета с застёжкой–клипсой. Однако, как следует из материалов дела, в его случае форма и цвет упаковки — неохраняемые элементы.
В антимонопольном ведомстве поддержали позицию подмосковных заявителей. В управлении отмечали, в частности, что подмосковный мясокомбинат первым начал выпускать пельмени в чёрном пакете с клипсой, а также что принадлежащий ему товарный знак не признан вошедшим во всеобщее употребление.
Впоследствии "Морозко" пыталось оспорить постановление УФАС в суде, однако потерпело поражение в трёх инстанциях. Производитель также обратился с иском в суд по интеллектуальным правам, в котором просит прекратить правовую охрану брендов Щёлковского МПК. Сейчас рассмотрение этого дела находится в кассации, две нижестоящие инстанции в удовлетворении иска отказали.
Часто обращение в ФАС предшествует судебным разбирательствам, прежде всего по той причине, что несогласие с решением ФАС можно обжаловать в суде. Вердикт суда же носит итоговый характер: если после вступления его в силу заявитель обратится в ФАС, то последняя не сможет пересмотреть такое решение, говорит старший юрист юридического бюро "Григорьев и партнёры" Яна Усманова.
"В отношении ООО “Морозко” имеется вступившее в силу судебное решение, в котором констатировано нарушение исключительного права на товарный знак другого лица. В рамках дела компания уже исчерпала средства судебной защиты, и, скорее всего, в случае новых споров вокруг этого наименования с участием тех же лиц суд будет считать фактические обстоятельства уже установленными. Так что легализация использования спорного товарного знака в исходном виде в отношении пельменей производства ООО “Морозко” фактически исключается: такое использование при прочих равных условиях будет неправомерным", — полагает Усманова.