Видеоблогеры и рекламодатели настороженно относятся к Rutube, хотя признают, что отечественный видеохостинг нужен.
Не так давно снова начали ходить слухи о возможной блокировке зарубежных интернет–сервисов. Одновременно появилась информация о перезапуске RuTube — российского аналога YouTube, на данный момент принадлежащего "Газпром–медиа". Теперь блогерам там обещают возможности для монетизации контента. Если блокировка YouTube всё–таки случится (а не как с Telegram), российская платформа может переманить часть контент–мейкеров и аудитории к себе. Но полноценной заменой главного видеохостинга ей вряд ли удастся стать.
"Всегда возможен перезалив на разные площадки, но как основа RuTube просто не может дать тот уровень потенциала, что даёт YouTube. Разве что русскоязычная поддержка могла бы быть лучше и оперативнее. При этом цензурирование контента вышло бы на другой уровень. У YouTube с этим тоже есть проблемы, но это проблемы огромной загруженности, этики нейросетей и сфокусированности на англоязычном рынке", — считает видеоблогер Михаил Цыркунов (Совергон, 1,37 млн подписчиков на YouTube).
Тем не менее с апреля на RuTube начали приходить новые лица — пользователи и блогеры. Некоторые контент–мейкеры открыто пишут, что создали аккаунты там "из–за нестабильной политической обстановки". Команда YouTube–канала "Greebanal. Неформальная история Петербурга" (50,4 тыс. подписчиков) признаёт, что рассматривает отечественную площадку как альтернативу. "Мы, как и все, смотрим новостные программы, которые наводят ужас. Обещают апокалипсис… Либо наши закроют YouTube, либо Америка введёт санкции. RuTube нам нужен однозначно, но пока это выглядит как неудачная попытка скопировать зарубежный сервис. Из плюсов нужно отметить, что площадка отечественная, из минусов — что она в зачаточном состоянии и заработать там практически невозможно. Мы ещё не зарабатываем. RuTube — это YouTube, который мы видели 10 лет назад", — говорит ведущая канала Елена Пшеничная.
"RuTube может составить некоторую конкуренцию видеохостингу от Google, если получит эксклюзивные права на размещение видеоконтента от других активов “Газпром–Медиа”. Там могут быть размещены материалы ТНТ, “Матч ТВ”, 2х2, “Пятницы”, “Централ Партнершип”, — отмечает маркетолог Malina Digital Agency Тимур Абайбуров. — Такой шаг, безусловно, вызвал бы огромный прирост аудитории, а вслед за ней и рекламодателей. Также RuTube мог бы предложить более интересные условия монетизации контента для блогеров. YouTube несколько раз пересматривал условия не в пользу блогеров, чем вызывал волны критики". Абайбуров считает, что RuTube может представлять интерес для бизнеса как любая новая площадка, где присутствует целевая аудитория и при этом не так высока конкуренция за зрителя.
В плане аудитории у RuTube хватает конкурентов, причём более серьёзных как по популярности, так и по уровню доверия пользователей: "ВКонтакте", TikTok, Twitch и т. д. Если RuTube начнёт закручивать гайки, контент–мейкеры просто уйдут на другую площадку.
Между тем политика YouTube уже несколько лет вызывает бурные споры и обсуждения в медийной среде. "Одной из глобальных проблем на YouTube стало то, что последнее время правила намного ужесточились, появилось много запретов, а цензура дошла до абсурда. Поэтому сейчас блогеры ищут площадки, на которых они смогут более свободно творить", — говорит Артём Ищенко, автор YouTube–канала M&A (175 тыс. подписчиков). Он полагает, что преимуществом RuTube может стать дополнительное привлечение русскоязычных пользователей. "Им нужно завлекать как можно больше звёзд, которые уже есть на рынке, мотивировать людей, которые только начинают свой путь в блогинге. Сделать так, чтобы блогеры выпускали свой контент именно на их ресурсе", — резюмирует Ищенко.
О том, что RuTube расцветёт, только если начнёт привлекать интересных контент–мейкеров, говорит и заместитель генерального директора коммуникационного агентства "Правда" Александр Гаврилов: "Ключевое преимущество для рекламодателей — это наличие большой, сегментированной, разной и интересной аудитории. На данный момент в этом вопросе российская площадка, мягко говоря, не лидер. Но у них есть все шансы. Хотя сравниться по доходам с YouTube вряд ли получится, так как платформа от Google работает по всему миру".
По словам независимого агента артистов и блогеров Веры Смирновой, на одной удачной рекламной интеграции популярные блогеры спокойно могут заработать миллион рублей и больше.
Но хорошие рекламодатели предпочитают проверенные площадки. Даже к TikTok всё ещё подходят с осторожностью.
Во время карантина этот ресурс взорвал медиаиндустрию, появилось много новых лиц. Однако, как признаются юные звёзды, их основной доход идёт из Instagram и YouTube. TikTok дал им узнаваемость, а другие площадки — деньги. Так что RuTube придётся для начала доказать свою состоятельность.
"Шансы есть, но речь идёт о каком–то очень далёком будущем, возможно, несколько десятков лет. Если только RuTube не предложит своим креаторам что–то кардинально новое и не хайпанёт, как TikTok или Clubhouse", — резюмирует Вера Смирнова.
В августе RuTube намерен перезапустить приложения для IOS, Android и Smart TV. Обещают возможность работы со стримами (прямыми трансляциями), а с осени — производство уникального контента.
"Не могу не приветствовать такие попытки, если смотреть на них со стороны здравой конкуренции. Снижения, скажем, налогов на рекламу внутри площадки", — комментирует эти анонсы Михаил Цыркунов.
"Наберёмся смелости и скажем от лица всех блогеров: нам нужна адекватная отечественная площадка, на которой можно зарабатывать деньги. Но YouTube закрывать категорически нельзя.
У нас в стране большое потребление контента, никакой телевизор этого не восполнит. А когда не будет зрелищ, народ начнёт думать не в том русле, в котором нужно государству", — заявляет команда Greebanal.