Скромная компания "Стройэлектро" из Подмосковья попыталась обанкротить энергогиганта ПАО "МРСК Северо–Запада", оператора по передаче электроэнергии в семи регионах СЗФО.
Задолженность у МРСК Северо–Запада возникла из договора на реконструкцию высоковольтных линий "Колэнерго" (филиал заказчика), заключённого в марте 2017 года со "Стройэлектро". По его условиям до сентября 2017 года подрядчик должен был расширить и очистить просеку, на которой располагаются линии. Однако работы "Стройэлектро" выполнило с опозданием.
В итоге стороны встретились в арбитраже Мурманской области, где предъявили друг другу иски. Заказчик взыскивал неустойку, а подрядчик — долг за выполненную работу. Первоначальный результат обе компании не устроил и был обжалован ими в 13–й Арбитражный апелляционный суд, который в марте этого года взыскал с МРСК 4,8 млн рублей задолженности, а со "Стройэлектро" — 282 тыс. рублей неустойки.
Это позволило подрядчику инициировать в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленобласти процесс о несостоятельности МРСК.
Сетевая компания направила возражения в арбитражный суд о неправомерности действий ООО. "Важно понимать, что основания для возбуждения дел о банкротстве субъектов естественных монополий (ПАО “МРСК Северо–Запада” относится к ним) регламентируются законодательством. В частности, основанием для банкротства является отсутствие у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, или имущества на соответствующую сумму", — заявили "ДП" в МРСК. Руководство "Стройэлектро" было недоступно для комментариев.
Процессы в отношении естественных монополий действительно имеют ряд ограничений. К примеру, сумма задолженности и просрочка — выше, чем при обычном порядке: 1 млн рублей и 6 месяцев соответственно. При этом требование к монополисту должно быть подтверждено исполнительным листом и не исполнено.
"Сомнительно, что последнее условие соблюдено ООО “Стройэлектро”. Решение 13–го апелляционного суда вступило в силу только 25 марта. Для выдачи исполнительного листа, возбуждения производства и подтверждения невозможности исполнения за счёт имущества должника, очевидно, прошло недостаточно времени", — полагает Иван Суздалев, партнёр Ost Legal.
Впрочем, вряд ли подмосковная компания реально намерена добиваться банкротства монополиста — она, скорее всего, решает локальную задачу взыскания 4,8 млн рублей. Так как дело о банкротстве негативно влияет на репутацию, открывает возможность наложить взыскание на имущество не только юрлица, но и его бенефициаров, то, как правило, после обращения с заявлением о банкротстве должники становятся сговорчивее, говорит Артём Синёв, консультант финансово–правового бутика O2 Consulting.
Петербургский арбитраж в итоге вернул заявление "Стройэлектро", но пока подробностей в карточке дела нет.