Несетевым аптекам с 1 сентября разрешат продавать безрецептурные лекарственные препараты через маркетплейсы. Эксперты считают это хорошей возможностью для развития.
Глава правительства РФ Михаил Мишустин на днях подписал постановление, согласно которому аптекам разрешается заключать договоры с агрегаторами на продажу через них безрецептурных лекарств. При этом, если продажа осуществляется дистанционно, цены не должны превышать те, которые установлены в самой аптеке. Ответственность за условия хранения и качество лекарств несут аптечные организации, даже если медикаменты были куплены на сайте партнёра и доставлены курьерскими компаниями.
Лекарства уже есть в ассортименте онлайн–ретейлеров, но до сих пор они продавались только с возможностью самовывоза из аптек. В пресс–службе "Яндекс.Маркета" полагают, что значительный рост этого сегмента будет возможен после легализации онлайн–торговли рецептурными препаратами. Это позволит покупателям приобретать всё необходимое в одной корзине, не дробя покупку на офлайн и онлайн (значительная часть рецептов содержит препараты обоих типов).
Интерес к торговле безрецептурными препаратами и БАДами с собственных складов есть и у "Яндекс.Лавки".
Директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов считает, что для маркетплейсов интересен будет не сам факт продажи безрецептурных препаратов, а скорее возможность выстроить полноценную категорию товаров для красоты и здоровья. Тогда пользователи, которые приходят, например, за парацетамолом, будут делать сопутствующие покупки.
"Продавать эти препараты маркетплейсы едва ли смогут самостоятельно, скорее всего, они будут привлекать партнёров: агрегаторы, такие как Apteka.ru, “ЗдравСити”, а также крупные аптечные сети. Для потребителя это плюс как с точки зрения возможности выбора по цене, так и с точки зрения дополнительного сервиса — возможности получения препарата в удобном месте", — отмечает Беспалов.
Заместитель генерального директора Alpha Research & Marketing Татьяна Литвинова отмечает, что такое разрешение станет подспорьем для несетевых игроков. Онлайн–торговля лекарствами была разрешена ещё год назад, но тогда в эту игру могли вступить только крупные компании. Эксперт обращает внимание, что сегмент несетевых аптек довольно стабилен и охватывает порядка 7 тыс. точек по России. В Петербурге их насчитывается 174, в Ленобласти — 102.
В связи с этой новостью возникает вопрос, смогут ли маркетплейсы составить конкуренцию онлайн–аптекам, в ассортименте которых присутствуют по большей части именно лекарства. Татьяна Литвинова считает, что конкуренция будет разумной. "Понятно, что онлайн–продажи в ближайшее время будут только развиваться. Онлайн–торговля станет искать новые пути для расширения, и это один из них", — говорит она.
По данным DSM Group, с января по апрель 2021 года аптеки Петербурга продали безрецептурных препаратов на 10,5 млрд рублей, что на 14% меньше, чем за эти же месяцы в 2020–м. Доля безрецептурных препаратов от всего аптечного рынка лекарств составляет 51% по апрельским показателям. По данным агрегатора "Мегааптека", в I квартале 2021 года жители Петербурга и Ленинградской области заказали 33,8 тыс. упаковок безрецептурных лекарственных средств.