Орлеанская Снегурочка: Жанна д’Арк в Мариинском становится истинной женщиной

Автор фото: Михаил Вильчук
Мариинский театр представил первую премьеру фестиваля "Звёзды белых ночей" — восстановленную оперу Чайковского "Орлеанская дева" по мотивам романтической пьесы Шиллера. Весьма неожиданная трактовка образа самой известной воительницы оборачивается на оперной сцене романтической историей с трагическим финалом. Возвращение к полнометражной гранд–опера в четырёх действиях с массовыми хоровыми сценами осуществили режиссёр Алексей Степанюк и художник Вячеслав Окунев.

Предыстория

Чайковский писал оперу "Орлеанская дева" сразу после лирического "Евгения Онегина" и затратил на её создание крайне мало времени. Однако не всё так просто давалось композитору. При явной лёгкости написания музыки либретто шло у Чайковского тернисто: "Я очень доволен своей музыкальной работой. Что касается литературной стороны, то есть либретто… трудно передать, до чего я утомляюсь. Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек!"
Сценический путь оперы нельзя назвать успешным. В Мариинском театре в год постановки она шла недолго, всего один сезон, и критика встретила оперу недоброжелательно. Позже к ней пришёл успех в Праге. В 1945 году Кировский театр вернулся к опере в урезанном виде с изменённым текстом, и сейчас, спустя год после юбилея Чайковского, Мариинский театр возвращается к этой опере в полномасштабном разрешении.
Для ценителей истории сюжетная часть повествования оперы окажется весьма неожиданной. Со школьной скамьи Жанна д’Арк воспринимается как воин в латах и святая дева, которую осудили за ересь. Трактовка оперы Чайковского рассказывает нам иной финал жизни воительницы. В данном случае она погибает от земной любви к мужчине и предательства отца, который задался целью "сбросить дочь с ничтожной славы". Именно отец, по сюжету, обвиняет Иоанну в том, что она вступила в союз с адскими силами, а она не в силах защищаться, считая, что согрешила и нарушила обет.
Режиссёр Алексей Степанюк, говоря о главной героине, сравнивает её со Снегурочкой, которая как "дитя природы, погибла от огня любви". "Один взгляд на Лионеля полностью изменил её, превратил в любящую женщину, взамен отняв непостижимую победительную силу", — утверждает он.

Герои сцены

Премьерные составы Мариинский держал в секрете до последнего. И в одном из самых ожидаемых составов предстала Елена Стихина в партии Агнесы Сорель. Жаль, что её изумительное сопрано в сольной партии звучало так недолго, а большую часть времени выдающаяся артистка вторила хору.
Главную роль Иоанны в кратчайшие сроки подготовила приглашённая солистка Мариинского театра Екатерина Губанова. Она сама рассказывает о партии как о большом подарке, потому как "в такую роль хочется очень много вложить и прожить".
Мужские партии исполнили Алексей Марков (Лионель), Евгений Никитин (Тибо), Александр Трофимов (Раймонд) и Сергей Скороходов (Карл VII). Несмотря на многообразие сольных сцен, осталось ощущение того, что именно сольных партий не хватило и главным в опере становится хор. И то, что у Чайковского были сложности с написанием либретто, очень чувствуется: эта работа имеет явно вагнеровское влияние, довольно непростое для восприятия. Монументальность оперы видна и в сценическом оформлении художника Окунева, все сцены решены в максимально классическом ключе. Маэстро Валерий Гергиев же делает ставку на внутрироссийского зрителя в пандемический период: "Уверен, что интерес к этой опере проявят и москвичи, и зрители из российских регионов, тем более что сейчас мы больше выступаем в России, чем ранее путешествовали по зарубежью. Мы сосредоточились на наших домашних репетициях и домашних зрителях".