На завершившейся "Неделе ретейла 2021" презентован обновлённый рейтинг INFOLine Retail Russia Top–100, в котором нашлось место для петербургских компаний из разных сегментов.
В рейтинг вошли российские сети с годовой выручкой более 19 млрд рублей без НДС.
На самом верху без сюрпризов. Первой, как и всегда, стала X5 Group. Второе место осталось за "Магнитом", третье заняла объединённая компания "Дикси", "Бристоль" и "Красное&Белое". Четвёртую позицию никому не уступил петербургский ретейлер "Лента". За год компании удалось увеличить выручку на 6,7%, до 445,5 млрд рублей. В этом году "Лента" намерена завершить сделку по покупке сети Billa, а также развивать формат магазинов у дома. Происходящие сейчас изменения в руководящем составе компании и проведение полного ребрендинга, вероятно, помогут ретейлеру по итогам 2021 года увеличить долю на рынке.
С учётом сделок "Ленты" по приобретению Billa и "Магнита" по покупке "Дикси" в следующем году восьмое место в рейтинге может занять петербургская сеть "О’Кей". Пока что ретейлер не вошёл в топ–10, а занял лишь 13–е место, потеряв две строчки.
Из DIY–сегмента в топ–100 вошли СТД "Петрович" и "Максидом". "В 2020 году СТД “Петрович” продолжил органический рост с фокусом на Московский регион и развитие омниканальных продаж. Выручка компании выросла на 23%, доля онлайн–продаж в выручке составила 50%", — отмечается в исследовании. В общем рейтинге "Петрович" и "Максидом" занимают 30–е и 78–е место соответственно.
Также в рейтинг вошли ретейлер косметики "Рив Гош" (65–е место) и дрогери–сеть "Улыбка радуги" (59–е). Петербургский fashion–ретейл в рейтинге представила Melon Fashion Group (82–е место). Впрочем, в прошлом году все они находились в списке выше.
Существенно изменить свои позиции в рейтинге удалось компаниям, которые сделали ставку на развитие онлайн–торговли, отметил во время выступления генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Например, Ozon поднялся с 27–го места на 14–е (а по капитализации и вовсе находится на первом месте), Wildberries прибавил две строчки и стал восьмым, "Яндекс.Маркет" впервые появился в рейтинге на 57–й позиции.
Руководитель Rusland SP Retail Александр Волков отмечает, что пандемия серьёзно подстегнула развитие компаний, которые связаны с доставкой еды, вроде "Самоката", а также онлайн–магазинов. Увеличить выручку удаётся тем ретейлерам, которые ещё до пандемии начали развивать омниканальную модель торговли.
Независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин считает, что оставаться на рынке ретейлерам поможет развитие мультиформатности. "Тройка лидеров рейтинга тому пример. Также это возможность влиять на цены ввиду больших объёмов закупок у поставщиков. Кроме того, важно переформатировать магазины под современные запросы и агрессивно развиваться в регионах", — говорит он.