Онлайн не бесконечен: продажи лекарств в интернете просели

Автор фото: Ермохин Сергей

Темпы роста доли онлайн–продаж в аптечном ретейле по итогам I квартала этого года, по данным аналитиков рынка, значительно замедлились.

На "Неделе ретейла 2021" были представлены данные исследования Data insight, согласно которым рост количества онлайн–заказов в январе–марте 2021 года относительно I квартала 2020–го составил 26%.
"Это минимальные темпы роста как минимум за 17 последних кварталов. Даже если исключить влияние “предизоляционных” покупок второй половины марта 2020 года, рост в I квартале 2021 года не превышает 35%", — отмечает партнёр Data Insight Фёдор Вирин.
Аналитики фиксируют рост количества онлайн–заказов с 2017 года. Однако его пик, по данным компании, пришёлся на 2019 год: плюс 96%. В прошлом году количество онлайн–заказов увеличилось на 52% (это 79 млн заказов и 133 млрд рублей). По прогнозам Data Insight, по итогам 2021 года этот показатель может увеличиться на 24 млн и превысить 100 млн заказов.
В исследовании отмечается, что доля онлайна на аптечном рынке по итогам прошлого года составила всего 9,5%.
Одна из возможных причин замедления роста в том, что доля онлайна в общих продажах аптек уже достигла своего максимального естественного значения. "И даже если этот потолок будет сдвигаться вверх, это будет происходить не так быстро, чтобы сделать возможным рост ePharma в 1,5–2 раза в год", — предполагают в Data Insight.
Один из лидеров рынка по темпам роста — "Сбер Еаптека", показавшая +13%. Там отмечают, что среднемесячное количество заказов на доставку в I квартале 2021–го было выше среднемесячного значения за 2020 год на 43%. Такой рост произошёл за счёт снижения минимальной суммы заказа для бесплатной доставки, а также масштабной региональной экспансии.
В целом аналитики и эксперты рынка ожидают, что рост активизируется после разрешения реализовывать безрецептурные препараты через маркетплейсы. Другим условием развития онлайн–рынка может стать решение о доставке рецептурных препаратов.