Одним из главных вчерашних сюжетов не только петербургских, но и федеральных СМИ стал "выброс радиации" в Кузьмолово. Утром в рассылку поступило подписанное губернатором Александром Дрозденко постановление правительства Ленинградской области "О введении на территории МО “Кузьмоловское городское поселение” режима повышенной готовности". Обстановка, сложившаяся в Кузьмолово, названа "предрасположенной к возникновению радиационного загрязнения". Звучало тревожно.
Это, согласно документу, обусловлено ситуацией на территории радиационного комплекса, ранее входившего в состав ФГУП "РНЦ “Прикладная химия”". А там, как известно, хранится свыше 1 тыс. м3 твёрдых радиоактивных отходов. Становилось ещё тревожнее.
Далее областные власти перечисляют меры, которые необходимо предпринять с 10:00 8 июня, — "своевременно организовать оповещение населения о возникновении ЧС", "принять меры по разъяснению населению порядка действий при радиоактивном заражении" и так далее. Под конец документа становится уже не тревожно, а страшно.
Что же произошло на самом деле? Никакого выброса радиации и даже такой угрозы, конечно, не было. И, хочется верить, не будет. В конце 2020 года было завершено длившееся более 4 лет акционирование РНЦ "Прикладная химия". Новое акционерное общество с тем же названием вошло в госкорпорацию "Ростех". Но "грязный" участок "Ростех" не забрал, и тот остался как бы ничьим: он отошёл в ведение Росимущества, а это ведомство и само не уполномочено управлять радиоактивными отходами, и договор со специализированной организацией заключить не спешит.
Александр Дрозденко даже не стал скрывать, что пугающее постановление было опубликовано, главным образом чтобы подтолкнуть Росимущество к действиям. "Для этого и был введён режим повышенной готовности, чтобы проконтролировать это решение, а пока оно исполняется — вести мониторинг окружающей среды и экологической обстановки. Это — техническое решение, и его нужно оценивать правильно, а самое главное — спокойно", — добавил губернатор. И вечером внёс в постановление изменения — "во избежание интерпретаций".
Иначе говоря, одна федеральная структура ("Ростех") не договорилась с другой (Росимуществом). И, видимо, областные власти не нашли иного способа решить проблему. Что ж, тоже дело. Правда, люди испугались. И даже журналисты немного.