Прошёл уже почти год, как главы ЕС приняли решение влить в экономику Сообщества 750 млрд евро. Но только сейчас национальные правительства определились, на что их потратить.
Долгий путь антикризисных мер
В конце июля 2020 года, после непрекращающихся четырёхдневных переговоров, лидеры ЕС утвердили рекордный семилетний бюджет свыше одного триллиона евро и дополнительный план поддержки экономик, который призван сгладить ущерб, вызванный пандемией коронавируса. Этот план, который получил название "Средство восстановления и устойчивости" (Recovery and Resilience Facility), как уже писал "Деловой Петербург", составляет 750 млрд евро, что вместе с семилетним бюджетом — беспрецедентное денежное вливание за всю историю Евросоюза. Семилетний бюджет, к слову, в итоге подрос до 1,3 трлн евро, а значит суммарно на 27 стран прольётся сразу свыше 2 трлн евро.
Однако раздать деньги автоматически в Брюсселе не решились. Страны члены ЕС должны были выполнить свою "домашнюю работу" — гарантировать исполнения ряда реформ (долги возвращать всё равно придётся) и сформировать собственные планы осваивания миллиардов чаще всего безвозвратных дотаций.
Особое беспокойство вызывали главные бенефициары антикризисного плана Италия и Испания, которые исторически завоевали репутацию "плохишей", а в Брюсселе опасались, что они просто не смогут переварить гигантские дотации. Кроме того, бесконтрольная трата денег и сегодня грозит инфляцией, способной вызвать новый экономический кризис.
Всё это вместе и стало причиной промедления в использовании средств из антикризисного фонда. Первоначально его планировали "вскрыть" сразу после Нового года, однако сейчас ожидают первых поступлений разве что под конец 2021-го. Тем не менее, к началу лета практически все страны определились, на что хотят потратить деньги и передали свои заявки Еврокомиссии. Она и должна их в конечном счёте утвердить или забраковать.
Германия и Франция
Некоторые критерии раздачи сформулировала и сама Еврокомиссия: 37% всех денег каждая страна должна использовать для создания климатически нейтральной экономики, а 20% — на её цифровизацию. Остальное уже можно распределять по собственным приоритетам.
Крупнейшие экономики ЕС и страны Южной Европы, которые и получат больше всего денег, уже представили свои стратегии. Германия и Франция объявили о своих планах на совместной пресс-конференции.
"Для нас было очень важно представить наши планы вместе, потому что Германия и Франция работали вместе с самого начала кризиса", — сказал министр экономики Франции Бруно Ле Мэр и выразил надежду, что к 2022 году экономика страны достигнет допандемийного уровня.
Париж объявил, что выделит 50% фонда восстановления — около 20,2 млрд евро — на переход к более чистой экономике. Эти деньги будут потрачены на различные "зелёные" проекты в сельском хозяйстве и строительство различной инфраструктуры.
Министр экономики Франции делает ставку и на правительственную программу по обновлению жилья. На сегодня в рамках этой программы было подано 230 тыс. заявок. Париж также намерен использовать 25% фонда — около 5,6 млрд евро — на цифровую трансформацию. 15,2 млрд евро будет выделено на укрепление здравоохранения и создание новых рабочих мест.
"Будущее Европы должно быть основано на технологической независимости. Это один из ключевых элементов политического суверенитета", — добавил Б. Ле Мэр.
Германия внесёт чуть меньший вклад — 40% от своей части "пирога", или 11,5 млрд евро — в "зелёную экономику". Остальные средства, около 14 миллиардов евро, будут направлены на цифровизацию.
"Германия планирует крупную инициативу в области цифрового образования", — подчеркнул министр финансов Германии Олаф Шольц.
Италия и Испания
Италия и Испания станут крупнейшими бенефициарами Фонда восстановления ЕС. Из-за споров вокруг денег в Италии один кабинет министров уже распался, а к власти пришёл Марио Драги, который как никто должен понимать важность планирования расходов. Как-никак, в прошлом как глава Банка Италии, так позже и всего Европейского Центробанка.
Он уже пообещал провести ряд реформ, провозгласив, что "имидж страны и доверие к ней в мире" определит способность экономики к восстановлению.
Около 50 из 191 млрд евро, которые достанутся Италии, Рим намерен инвестировать в цифровую трансформацию, инновации и повышение скорости интернета. Италия также будет стимулировать собственную экономику за счёт увеличения государственных расходов на инфраструктуру.
После реализации этих планов в Италии образуется самый большой дефицит бюджета с 1990 г. План Драги приведёт к увеличению дефицита бюджета страны до 11,8% ВВП в 2021 г. Отношение долга к ВВП достигнет почти 160%.
Правительство прогнозирует, что экономика при этом вырастет на 4,5% в этом году и на 4,8% в 2022 году.
"За планом Драги будут очень внимательно следить как в Италии, так и в ЕС. (…) Ему ещё предстоит доказать, что он может не только планировать, но и осуществлять перемены", — сказал Bloomberg политический аналитик YouTrend Лоренцо Преглиаско.
Из 70-миллиардного плана Испании больше всего средств — 13,2 млрд евро — выделено на развитие электромобилей и другого "зелёного" транспорта. Также ожидается, что деньги будут направлены на улучшение государственного управления, стимулирование малого и среднего бизнеса и развитие технологии 5G. 6,8 млрд евро Испания потратит на ремонт жилья.
Прибалтика
О своих планах объявила и Эстония. По сообщениям местных СМИ, правительство будет отдавать приоритет развитию новейших технологий: всевозможные IT-стартапы, цифровизация, в правительстве даже произнесли слово "чатботы". Что касается обязательной части "зелёных инвестиций", то их направят на транспортные проекты. Например, хотят построить новую железнодорожную линию Хаапсалу-Рохукюла и новую трамвайную линию к Старому порту Таллина. Правительство Эстонии также объявило о планах приобретения нескольких вертолётов.
Отдельный проект в области здравоохранения — строительство новой больницы в Таллине, на которую правительство попросило у Брюсселя 280 млн евро. Площадь медучреждения должна составить 127 тыс. м2. Однако эстонские СМИ отмечают, что одной из самых больших проблем стали сжатые сроки. Больница ещё даже не спроектирована, а ЕК при этом также выразила обеспокоенность, что Эстония может в итоге столкнуться с нехваткой медицинского персонала. Больницу построят, но кто в ней будет работать?! Кроме прочего, Брюссель призвал официальный Таллин улучшить доступ к первичным медицинским услугам, а уже потом браться за грандпроекты.
Латвия объявила, что направит часть средств на науку, климатическую политику и инфраструктурные проекты. По текущим оценкам, в виде безвозвратных дотаций и кредитов с символическими процентными ставками Латвия сможет привлечь до 2 млрд евро.
"План Латвии учитывает рекомендации Европейской комиссии о выделении средств на переход к "зелёной экономике" и приближение к целям "Цифровой Европы". Часть денег мы также направим на инновации и инфраструктуру", — говорится в заявлении Министерства финансов Латвии.
Литва едва ли не самой последней представила свой план Брюсселю из-за чего действующее правительство ожесточённо критиковала местная парламентская оппозиция. Дескать, правящие нормально даже не показали детали обществу и теперь непонятно кто какие деньги будет осваивать.
Кроме похожих целей, в Литве решили делать ставку на укрепление государственного сектора, а не бизнеса. Отдельно прописаны инвестиции в инновации. Например, в биотехнологии. Литовские экономисты называют такой приоритет оправданным. "Вот, например, американцы говорят, что мы будем инвестировать значительные средства в полупроводниковую промышленность, потому что мы хотим обеспечить производство этих устройств в своей собственной стране. Немцы собираются инвестировать значительные средства в "зелёный" водород — производство, транспорт, исследования — и они выделяют на это миллиарды евро", — цитирует газета Verslo zinios слова экономиста банка SEB Тадаса Повилаускаса.
По его словам, все страны ЕС подчёркивают уникальность своих планов, но при этом во всех странах повторяется одна и та же мантра. "Они инвестируют в "зелёный курс": ремонт многоквартирных домов, обновление парка общественного транспорта, развитие сети зарядных станций для электромобилей. Это повторяется повсюду, и, возможно, это хорошо, потому что не позволяет нам отклониться от основных целей ЕС", — рассуждает Повилаускас.
Польша и Венгрия
В Польше Фонд восстановления привёл к серьёзным разногласиям внутри правящей коалиции. Правящая коалиция в этой стране состоит из основной консервативной партии "Право и справедливость" (PiS) и ещё двух небольших партий. Именно одна из них, правая "Единая Польша", выступает против ратификации антикризисного пакета.
Оппозиция при этом не поддерживает решения PiS, не доверяет ей и обвиняет правящих политиков в коррупции. Однако вето в конечном итоге могло бы означать, что Польша потеряет положенные ей 58 млрд евро.
Видимо, это и стало причиной, что после жарких споров недовольные в итоге уступили. Но с условием — правительство обязалось учитывать их мнение при распределении средств.
"Одним из наших условий поддержки ратификации фонда было обязательство правительства построить 75 тыс. квартир для последующей их сдачи в аренду. Мы также договорились с правительством, что районные больницы получат поддержку в размере 850 млн евро. А муниципальные лидеры смогут решать, как потратить 30% фонда восстановления", — цитирует Politico одного из лидеров польских "левых" Роберта Бедроня.
Кроме того, 300 млн евро должны пойти на развитие ресторанного и гостиничного бизнеса, как наиболее пострадавшей от пандемии отрасли.
По данным Politico, Еврокомиссия уже направила Варшаве свои комментарии. Есть и замечания. Например, в плане предусмотрена замена на газовые котлы 860 тыс. старых отопительных печей. Еврокомиссия считает, что это приведёт к неоправданному росту цен на энергию для населения.
Порцию критики от Брюсселя получила и Венгрия. Сразу 3 млрд евро правительство Виктора Орбана, которого в ЕС критикуют за авторитарное правление, собирается потратить на модернизацию системы высшего образования. Против развития университетов в Еврокомиссии никто не спорит, а вот в прозрачности траты денег усомнились.
"Главное — не затягивать", — так можно охарактеризовать сегодняшнюю спешку по планированию и дальнейшему освоению 750 млрд евро. "Если мы хотим иметь сильную экономику, мы должны инвестировать в будущее и инвестировать сейчас", — в своём интервью Bloomberg TV говорил министр экономики Франции Бруно Ле Мэр.
Он подчеркнул, что из-за всеобщей неповоротливости ЕС всё больше отстаёт от США, которые недавно одобрили свой инвестиционный план в размере 1,9 трлн долларов.