Смольному оставалось гордиться заключёнными соглашениями, хотя и там прорыва не наблюдается.
Итоги рейтинга инвестиционного климата, которые Агентство стратегических инициатив (АСИ) ежегодно презентует на ПМЭФ, для региональных властей похожи на экзамен. Сегодня позиция в нём стала негласно считаться своего рода KPI эффективности команды губернаторов. Тем огорчительнее был провал Смольного, который потерял сразу четыре позиции, опустившись на восьмую строчку. Правда, вперёд он пропустил не семь регионов, а сразу 10 (в этом году часть субъектов федерации разделили одно место в рейтинге). В итоге получилось, что Северную столицу обогнали не только традиционные лидеры, такие как Москва и Татарстан, но также Тюменская и Тульская области, Башкортостан и даже сосед по СЗФО — Новгородская область!
Как поясняют в АСИ, предприниматели Петербурга выше, чем в прошлом году, оценили работу региональных инвестиционных советов и каналов прямой связи с руководством региона. Сократились и сроки процедур (например, получения права собственности). Однако город подвела любовь к порядку.
"Рейтинг зафиксировал увеличение административного давления на бизнес, — рассказала редакции генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. — Выросло число проверок, хотя в целом по стране оно упало, выросло число дополнительно запрашиваемых документов. Подчеркну: это оценки самого бизнеса. Также наблюдается отрицательная динамика по нефинансовой поддержке малого бизнеса".
Ещё обиднее Смольному и то, что Ленобласть в рейтинге, наоборот, поднялась на три строчки и заняла 10–е место.
Буквально не воспринимайте
Оценка АСИ считается критически важной для чиновников. Показательно, что лидеров поблагодарил за работу в ходе пленарного заседания Владимир Путин: "Такие регионы заслуженно получили высокие оценки Национального рейтинга инвестиционного климата. Так, в десятку лучших вошли Башкортостан, Нижегородская область и Ханты–Мансийский автономный округ. Хорошую динамику показали Самарская, Сахалинская и Челябинская области", — подчеркнул президент. Петербург был назван им только как лидер Национального рейтинга качества жизни — и то последним в списке после Москвы, Тюменской области, Татарстана и ХМАО.
Впрочем, эксперты призывают не расстраиваться. Один год провала — ещё не тренд, есть время подняться обратно. "Восьмое место из 85 регионов — это достаточно много. Это хороший результат. И не исключено, что через год Петербург вернёт себе утраченные позиции", — успокаивает аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев.
По его словам, факторов, влияющих на состояние инвестиционного климата, много. Они постоянно меняются (и из–за ситуации в самих регионах, и из–за поддержки федерального центра), поэтому любой подсчёт всё–таки весьма условен. "Аналитики тоже при всём желании всего учесть не могут. Тем более вмешалась пандемия, и спутав ситуацию на рынке труда, и разогнав инфляцию. Слишком буквально выводы АСИ воспринимать не стоит", — говорит Коренев.
Любые дороги дороги
Есть ещё одна цифра, которой стало принято брать на щит как мерило эффективности инвестполитики, — это заключённые на ПМЭФ соглашения. Здесь городу есть чем похвастаться: их общая сумма — 600 млрд рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2019 году. Правда, в этом город тоже проиграл Ленобласти (там свыше 1 трлн), но по крайней мере Смольный смог обеспечить более заметное разнообразие: в списке есть не только соглашения по инфраструктуре (планы по расширению аэропорта при участии ВТБ, покупка четверти акций ЗСД катарцами), но и фармацевтический сектор, и даже IT.
Другое дело, что новых лиц с многомиллиардными амбициозными проектами пока не наблюдается. Единственным по–настоящему новым и одновременно крупным в деньгах стало соглашение о сотрудничестве между комитетом по инвестициям и ООО "Мегалайн" на 236 млрд рублей. Планируется реализация двух инвестиционных проектов. Первый касается реновации территории площадки комплекса защитных сооружений "Горская" у Финского залива (согласно концепции, на месте промзоны будет Парк инноваций, Морской кластер, музей дамбы с обзорной площадкой, благоустроенная портовая набережная и многофункциональные объекты инфраструктуры для бизнеса). Второй инвестпроект предполагает строительство пилотного транспортно–пересадочного узла, который будет выполнять несколько функций — транспортную, деловую, гостиничную и общественную.
Депутат ЗакСа Оксана Дмитриева отмечает, что соглашения приурочены к событию скорее для поднятия престижа ПМЭФ. "Многие важные для города контракты были заключены ранее, ПМЭФ — это больше деловое и имиджевое мероприятие, чем стратегическое. В оценке городской экономики нужно смотреть на объективные экономические показатели, а не гнаться за соглашениями с комсомольским задором", — считает она.
Ещё совсем зелёный?
Стенд Петербурга давал надежды, что город заключит какое–то амбициозное соглашение в зелёной сфере. Словосочетание "водородная энергетика" украшало самое основание нагруженного экологическими лозунгами городского павильона. Это сильно интриговало, тем более что в Северную столицу заканчивает переезжать "Газпром", в чьих планах более плотно заняться водородом (пока на предприятиях группы добывается около 350 тыс. тонн).
Однако надежды оказались ложными. Единственная "водородная" история — у Hyundai, причём на форуме с ними даже не был подписан контракт. Компания представила интерактивный стенд, посвящённый демонстрации систем водородных топливных элементов под новым брендом HTWO от Hyundai Motor Group. В принципе, Hyundai — это крупнейший иностранный инвестор в экономику Петербурга (корейский автозавод — безусловный лидер городского автокластера). А создание точек спроса сейчас — ключевой вопрос для всей водородной энергетики. Однако конкретных денег, как и какой–нибудь конкретики, в сделке Hyundai и города пока нет.
Более того, нет и монополии на "водородные" компетенции. На сессии ПМЭФ "Тренд на декарбонизацию — как будет меняться мир" вице–премьер РФ Александр Новак упомянул Горный университет как часть научно–технологической инфраструктуры водородной энергетики. Но на этом пока всё. Помимо Горного в Кремле серьёзно рассчитывают на компетенции РАН, Сколково, научного центра "Москва–Черноголовка", а также учёных из Томска, Самары и Сахалина.
То есть конкуренция очень высока. И если так пойдёт и дальше, инвестиционной привлекательности Петербургу на зелёный переход может не хватить.
Конечно, если только вторая башня "Газпрома" нужна не для его "водородной дочки".
“
Наш город подтвердил репутацию передового мегаполиса, который притягивает людей и капиталы. Мы хорошо подготовили и успешно провели Петербургский международный экономический форум, вернули событие мирового масштаба из виртуального в реальное пространство. Петербуржцы показали пример правильных действий в условиях новой нормальности. Мы сделали то, на что другим не хватало организованности и решимости. Важно, что мы достойно представили Петербург. Открытый, безопасный, комфортный, дружелюбный и привлекательный для новых инвестиций. Мы хотели сделать форум точкой отсчёта, с которой город начнёт инвестиционный цикл. Эта задача решена.
Александр Беглов
губернатор Петербурга