ПМЭФ продемонстрировал глубину желания властей воспользоваться этим шансом.
Говоря о "зелёном повороте", важно отбросить иллюзии: это не "экологическая повестка" в привычном смысле слова, хотя из–за перегруженности дискурса словечками хиппи такое ощущение иногда и создаётся. Это прежде всего повестка энергетическая — разговор идёт о будущем сегмента экономики, который до сих пор обеспечивает от 30 до 40% доходов российского бюджета.
Статус–кво, с которого начинается новая большая игра, по большому счёту сложился всего полстолетия назад: в 1970 году, когда была заключена сделка века "газ — трубы" и Россия (тогда СССР) получила в своё распоряжение существенную долю энергетического рынка Европы. Пока нефтегаз кормил бюджет, страна могла позволить себе некоторое технологическое отставание. Теперь, когда Европа приняла пакет Green Deal, это стало ключевым риском. Что ещё важнее, КНР тоже поставила задачу достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Это значит, обижаться на Запад, рассчитывая на Восток, в этой игре может не получиться.
"Трансграничный углеродный налог — это мелкая разминка, это вообще незначимо, — пугал на ПМЭФ Анатолий Чубайс. — Что там, 4 миллиарда рублей в год? Да о чём вы говорите, ребята? Возьмите в руки базовый документ, European Green Deal, там написано всё, что будет происходить. Это тектонические преобразования всей техносферы... Сельское хозяйство, металлургия окажутся в абсолютно новой жизни".
Здесь надо отдать Анатолию Борисовичу должное. Зелёную повестку он продвигал ещё на посту главы "Роснано": например, на прошлом форуме предлагал ввести в России углеродный налог. Большинство же российских бюрократов выучили новые термины буквально за пару месяцев — после выступления Владимира Путина на мировом климатическом саммите.
Зелёная повестка поражает многогранностью потенциала для РФ. Пожалуй, уместно сказать: если бы её не было, именно России следовало бы её выдумать. "ДП" ранее писал об исследовании ВШЭ, согласно которому у страны сегодня остались лишь две высокотехнологичные компетенции в экспорте: это вооружение и… ядерная энергетика (доля на мировом рынке выросла с 35,4 до 41,7%). Здесь есть о чём дискутировать, но атомные станции, несомненно, окажутся востребованы в рамках энергоперехода. С другой стороны, у России есть газ, который может служить "переходным" топливом как минимум до середины XXI столетия. Отдельно стоит водород, который особенно заинтересовал Смольный (возможно, потому что компетенции есть у "Газпрома", ставшего на днях "нашим" городским достоянием). И всё это не говоря об огромных лесных массивах, которые тоже можно монетизировать за счёт их свойства поглощать CO2. Экономический шанс — уникальный.
Внешнеполитический, кстати, тоже. В начале года ВШЭ выпустила большой доклад, посвящённый "зелёной" трансформации в мире. И вот что пишут учёные: "Достижение настоящей (имеющей смысл с точки зрения борьбы с изменением климата) углеродно–нейтральности ЕС без сокращения выбросов в России крайне дорого и неэффективно с точки зрения борьбы с изменением климата. Это создаёт предпосылки для нового формата сотрудничества России и Европы — “Российско–европейской чистой / зелёной сделки”, по долгосрочному воздействию сопоставимой со “сделкой века” 1970 года между СССР и ФРГ". В такой конфигурации вопрос о принадлежности Крыма теряет остроту.
Наконец, минимальны и внутриполитические риски: экологическая повестка — редкая точка, в которой консенсус возможен между обществом и элитами. Как пишут во ВШЭ, "по своему объединительному потенциалу идея защиты природы может стать на один уровень с Победой в Великой Отечественной войне". Это открывает интересные возможности: теперь условных защитников Шиеса относительно легко можно конвертировать в сторонников сильной власти. Плюс зелёная повестка — дискурс молодёжи, что важно, поскольку диалога с новым поколением до сих пор не получалось.
Знаменательно, что ответы на многие вопросы скоро прозвучат именно в Петербурге. В 2022 году в Северной столице своё 100–летие отпразднует Международный энергетический конгресс. Так что и городским властям зелёная повестка повторно даёт шансы: заявить о себе и привлечь внимание к возможностям Петербурга.