Минпромторг объявил о новых субсидиях для российских экспортёров. Их можно потратить на создание сервисных центров по обслуживанию продукции за рубежом.
Правила предоставления поддержки утвердил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, сообщила пресс–служба Кабмина. Субсидии из госказны можно будет направить на закупку оборудования и подготовку персонала сервисных центров.
Максимальный объём субсидии на один проект составит 350 млн рублей. При этом одно предприятие сможет получить до 1 млрд. Претендентов на субсидии выберут в рамках конкурса, который проведёт Минпромторг совместно с Российским экспортным центром. Как ожидается, эта мера "повысит привлекательность российских товаров для зарубежных покупателей и позитивно скажется на темпах роста экспорта", отмечает пресс–служба правительства.
Инициатива может быть интересна крупным петербургским предприятиям, которые уже ведут активные продажи за рубеж и готовы создавать собственные центры по обслуживанию продукции. В их числе разработчик и производитель авиадвигателей "ОДК–Климов". Компания с 2018 года развивает собственную сеть центров интегрированной логистической поддержки в странах Азии и Африки.
"Субсидирование — очень актуальная мера поддержки, — говорят в пресс–службе компании. — В перспективе мы планируем организовать сервисное обслуживание двигателей во всех государствах, эксплуатирующих нашу продукцию. Это более 80 стран. Для достижения этих целей очевидна необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов".
Идея субсидирования экспортёров не нова: она возникла ещё несколько лет назад вместе с импортозамещением как результат двукратного ослабления рубля. Но, несмотря на множество проблем экспортёров, на федеральном уровне нет их анализа, говорит глава комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли петербургского отделения "Деловой России" Вячеслав Жигалов.
По его мнению, одна из отраслей, имеющих огромный экспортный потенциал, — автопром. "Но нет никакого объяснения, например, тому факту, что в 2015 году после девальвации рубля физический экспорт легковых автомобилей упал более чем на 20%. При этом, согласно статистике, 61% производимых в то время моделей имели уровень локализации более 50%", — замечает эксперт.
По его мнению, мысль о том, что причина низкой динамики экспорта автомобилей — в отсутствии у производителей сервисной базы на целевых рынках, абсолютно несостоятельна. Подавляющее большинство сборочных предприятий, включая АвтоВАЗ, являются частью глобальных концернов, которые имеют сбытовые и сервисные сети по всему миру, говорит Жигалов.
Он уверен, что было бы эффективнее направить средства на создание института публичной отраслевой экономической экспертизы. "Тогда по крайней мере, если экономике и понадобится лечение в виде субсидий, это будет сделано после тщательной и всесторонней диагностики", — резюмирует эксперт.