Предприниматели в сфере услуг готовы добровольно привить от коронавируса 60% персонала. Идея "обязаловки" кажется им неправильной и вредоносной.
Сразу же после появления новостей о том, что власти Москвы потребовали от бизнеса вакцинации не менее 60% сотрудников, о похожем задумались в Петербурге. После встречи с главой петербургского Роспотребнадзора Натальей Башкетовой крупные сети сферы услуг и торговли одна за другой обещают вакцинировать 60% персонала.
Пока что речь идёт о массовой вакцинации на добровольных началах. До постановлений Смольного дело не дошло, хотя морально к этому, кажется, все уже готовы. Власти Ленинградской области, тем временем, уже объявили, что с 1 сентября будут закрыты все предприятия, которые не вакцинировали 80% своих работников.
Всё сами
Добровольный меморандум о вакцинации работников в первую очередь поддержало руководство группы компаний "Теремок" и ресторанного холдинга Ginza Project. В "Деловой России", которая была организатором встречи, "ДП" сообщили, что от бизнеса также присутствовали представители ТК "Галерея", ТК "Лето", ТК "Невский Центр", ТРЦ "Охта Молл", агентства недвижимости "Этажи", компаний-производителей СИЗ.
В ходе обсуждения выяснилось, что на некоторых объектах, например, в загородных ресторанах, вакцинировалось уже 100% сотрудников. Те, кому до таких показателей ещё далеко, заявили, что готовы использовать различные методы поощрения: выплата небольших финансовых премий, дополнительные выходные, компенсация стоимости тестов на антитела и т.д.
В "Теремке" корреспонденту "ДП" рассказали, что приняли меры ещё 3 недели назад. "Мы ведём просветительскую работу. Максимально подробно информируем сотрудников о важности вакцинации, отвечаем на вопросы. Планируем даже привлечь нескольких авторитетных врачей для небольшой конференции. Также мы организовали на территории трех наших учебных центров пункты вакцинации", — говорят в компании.
Также после вакцинации персоналу дают дополнительный выходной, а работникам, у которых уже есть сертификат о прививке предоставляют выбор: один дополнительный оплачиваемый день отпуска или сертификат на посещение ресторанов номиналом 1 тыс. рублей.
"В качестве одной из стимулирующих мер для привлечения сотрудников к вакцинации мы также компенсируем желающим сдать до вакцинации тест на антитела. Если маркер высокий, то сотрудник может не делать прививку", — добавили в "Теремке".
В федеральной компании "Этажи" объяснили, что работают по принципу свободного офиса. Партнёры используют его для деловых встреч с клиентами, но большую часть времени ведут дистанционную работу. Тем не менее работа риелторов подразумевает прямые контакты с людьми. Это мотивировало компанию принять участие во встрече с Роспотребнадзором.
"Мы решили сотрудничать с одной поликлиникой и пригласить медработников провести лекции о вакцинации. Вопросов по ней задают много. Например, людей волнует, стоит ли вакцинироваться, если они уже переболели коронавирусом. Наша главная цель сейчас — обеспечить просвещение наших партнёров и организовать место для проведения прививочной кампании для всех желающих", — рассказали там корреспонденту "ДП".
Пропаганда и купоны
Крупные ретейл-сети во встрече участия не принимали. Однако к вопросу вакцинирования персонала там относятся не менее серьёзно. Действуют компании разными методами. В X5 Group, к примеру, делают ставку на пропаганду. "Регулярно проводятся мероприятия по стимулированию к вакцинированию на рабочих совещаниях и с помощью всех информационных носителей. Компания также реализует комплекс мер по информированию посетителей и сотрудников магазинов о мерах, реализуемых в регионах, по вакцинации населения: транслируются аудио-ролики, размещены информационные плакаты в прикассовых зонах и помещениях для персонала. Статистика по вакцинации сотрудников находится под личным контролем главного исполнительного директора X5 Group", — рассказали в компании.
"ВкусВилл" также активно ведёт информационную кампанию. "Сейчас мы соблюдаем все меры, чтобы обеспечить информирование среди команды. И стремимся к тому, чтобы к указанным датам вакцинацию прошли 60% нашей команды. В настоящий момент продумываем мотивационную программу для сотрудников, прошедших вакцинацию. Это относится ко всем сотрудникам "ВкусВилл", не только к тем, кто работает в Москве", — говорят там.
METRO C&C, как и "Теремок" поощряет сотрудников компенсациями и выходными. "METRO заботится о вакцинации сотрудников как от Covid-19, так и от сезонного гриппа. Сотрудники знают свои права на получение вакцины и всю информацию о том, где и как они могут вакцинироваться в рамках добровольного медицинского страхования. Вакцинация в рамках ДМС уже доступна в Москве и Петербурге, но в ближайшее время мы планируем предоставить эту возможность сотрудникам и в остальных регионах страны. К тому же после каждого этапа прививки компания предоставляет сотруднику два оплачиваемых выходных дня. Надо отметить, что топ-менеджмент METRO в России прошел вакцинацию в первых рядах и активно делится опытом с коллегами", — рассказали в пресс-службе компании.
"Бесчеловечное решение"
Однако некоторым представителям бизнеса возможность введения обязательной вакцинации сотрудников в Петербурге, как это сделали в Ленинградской области, не импонирует. Особенно это касается представителей общепита, которые привыкли с опаской относиться к любым решениям властей.
Ресторатор Александр Затуливетров считает, что вопрос мотивации работников нужно отложить в сторону. "Обязательная вакцинация становится реальностью. Причем, государство стыдливо перекладывает эту проблему на бизнес. Потому что самостоятельно оно с населением не справилось. Тут и вспомнили по старой привычке про бизнес. Как вакцинировать 80%. А если у людей антитела? А если противопоказания? А если они в суд подадут и потребуют компенсацию за незаконное отстранение от работы? Почему бы не запрещать невакцинированным летать в самолетах? Не допускать их не выборы? Не выплачивать пенсии? Почему опять бизнес? Неужели общепит официально признан основным источником заражения?", — возмущён бизнесмен.
Николай Готко, владелец заведений "Просто Вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне" называет подобное решение руководства Ленобласти бесчеловечным. Он согласен с тем, что это является перекладыванием ответственности на бизнес: "Думаю, с высокой долей вероятности это случится и в Петербурге. Я как руководитель бизнеса заявляю: вакцинировать в обязательном порядке 60% или 80% работников невозможно. Те люди, которые не хотят вакцинироваться останутся без работы. Опять-таки, откуда берут эти проценты? Жребий кидают?".
При этом он вспомнил пример Карелии. В этом регионе ввели "паспорта иммунитета". Их получают предприятия, у которых вакцинировано более 60% сотрудников. Тогда с них снимают антиковидные ограничения.
"Например, какое-нибудь кафе, получившее паспорт, может не соблюдать масочный режим. Это уже хоть какие-то преференции для бизнеса. У нас же принимают просто ужасные, бесчеловечные решения, которые уничтожают бизнес", — заключает Готко.