Транспортную реформу, которую до этого только откладывали, теперь могут запустить раньше намеченного июля 2022 года.
Сторонникам идеи постепенного введения реформы (о чём ранее писал "ДП"), кажется, удалось договориться со Смольным. В связи с этим недавно объявленные ГКУ "Организатор перевозок" (подведомственное учреждение комитета по транспорту) семь аукционов более чем на 123 млрд рублей в скором времени предполагается отменить. Это изданию подтвердили несколько источников в администрации Петербурга.
Отменить лоты потребуется для внесения изменений в аукционную документацию. В частности, срок начала контрактов с 15 июля 2022 года должен быть перенесён на более ранний, также изменится начальная максимальная цена (НМЦК). По данным "ДП", чиновники вносят сейчас изменения и в Документ планирования, основной документ реформы, правда, зачем — непонятно.
В Комтрансе оперативно ответить на вопросы "ДП", в частности по этапам ввода реформы, не смогли. Ранее же в ведомстве заявляли следующее: "Мы видим реакцию общественности и экспертного сообщества, что велики риски одновременного ввода, и в связи с этим рассматриваем вариант поэтапного ввода маршрутов".
По данным "ДП", один из вариантов предполагает пять этапов запуска реформы: 1 апреля, 1 мая, 1 июня, 1 июля и 15 июля следующего года. В рамках первых четырёх планируется разыграть не больше 20% от общего объёма транспортной работы, и это будут только крупные лоты. На пятом этапе разыграют оставшиеся большие и все маленькие. Напомним, всего лотов будет 20: по 10 одних и других.
На сколько в итоге может затянуться процесс определения победителей аукционов и заключения с ними контрактов, сказать сложно. По уже объявленным торгам выбрать победителей собирались в июле 2021 года. Аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков считает, что "тянуть резину с объявлением закупок дальше некуда".
"Перевозчикам нужно приобрести порядка 3 тыс. новых автобусов — это приличный объём для наших заводов даже на год. Власти, принимая такое решение, лишь усугубляют ситуацию с подготовкой к реформе. Если комитет по транспорту отменит торги и будет заново утверждать объёмы транспортной работы на поэтапный переход, то новые тендеры объявят в конце 2021 года. Соответственно, заводам будут поставлены очень сжатые сроки, и есть большой риск того, что далеко не вся новая техника придёт вовремя. Я уж молчу про то, что НМЦК увеличится…" — прокомментировал "ДП" ситуацию Булгаков.
О риске срыва поставки техники говорит и собеседник издания в транспортном блоке Смольного: "Смысл этапности вообще непонятен. Сейчас один из основных рисков — производство техники. Не успеть. И вместо этого они сокращают сроки. Ведь процедуры уедут дальше, а работы будут стартовать раньше. Расчёт на то, видимо, чтобы некоторые перевозчики обеспечили себя поставками автобусов, а другим пришлось рисковать".
Гендиректор ООО "Глобал БАС" (дилер белорусской компании МАЗ) Алексей Седорков отмечает, что все заводы хоть и давно готовятся к транспортной реформе, всё же загружены.
"Если говорить про МАЗ, то у него весь план по автобусам уже выстроен на этот и следующий год. Если срок поставки сместится только на месяц раньше, критичным для производителей это не будет. Если на три (при сохранении требования поставки техники за 70 дней до начала действия контрактов. — Ред.), то уже могут не уложиться. Поэтому идут переговоры. Необходимо учитывать планирование, на раз–два автобус не сделаешь. Для всех производителей транспортная реформа — работа на пределе. Они хотят, конечно, на этом заработать, но всему есть граница", — заявил Седорков.