Петербургскую индустрию бизнес–ивентов накрыла волна отмен из–за новых ковидных ограничений. Примерно от 30% деловых мероприятий в городе на Неве придётся отказаться, остальные перенесут на осень.
Согласно очередным поправкам, внесённым в "коронавирусное" постановление правительства Санкт–Петербурга № 121, на конгрессно–выставочные, торжественные и иные мероприятия численностью более 75 человек посетителей должны допускать только при условии наличия у них отрицательного ПЦР–теста. При этом общее число участников не должно превышать 500.
В каком–то смысле Петербургу даже повезло, что ограничения вводятся именно сейчас. Лето традиционно не самый высокий сезон для бизнес–мероприятий. Однако в этом году добавился ряд новых факторов. "Многие стремились провести мероприятия до завершения ПМЭФ, потому что за ним в городском календаре событий следовал Евро–2020, а далее — период отпусков", — напоминает владелица площадок "Центр событий" Алина Добрая.
Сейчас организаторы мероприятий находятся в подвешенном состоянии. Особенно они боятся узнать о вынужденной отмене за считаные дни до назначенной даты события. Индустрия бизнес–ивентов навсегда запомнит, как переживала 2020 год со всеми его отменами и переносами. Если эта тенденция продолжится, это может грозить куда более серьёзными потерями, чем кажется.
Подсчёт потерь
Самое верное слово, которое подбирают участники рынка, чтобы описать ситуацию в ивент–индустрии, — "выживание". "Проблема в том, что даже с учётом опыта последнего года госструктуры и большой бизнес так и не стали с ней считаться, для многих это область тьмы, — разводит руками ивент–продюсер, основатель событийного агентства Private Case Павел Воронцов. — Зато для ивентов появились новые возможности: мы увидели, что большие федеральные мероприятия легко перенести в онлайн в случае строгих ограничений".
Воронцов указывает, что в случае с его компанией заказчики переносят или отменяют события скорее из–за боязни, что "что–то пойдёт не так". Объективно же большинство из них либо не попадают под ограничения, либо могут быть трансформированы или адаптированы в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Однако в Private Case всё же предпочитают работать с готовым выделенным клиентским бюджетом, дабы избежать рисков.
На главной деловой площадке города, "Экспофоруме", с августа 2020 года по июнь 2021–го прошло более 80 мероприятий, на которых побывали около 700 тыс. человек. В июне 2021 года там состоялась конная выставка "Иппосфера", которую, правда, решили вынести за стены конгрессно–выставочного центра и организовать в формате open air.
Ещё одно традиционное мероприятие — "Рекламный хаб Северной столицы 2021" прошло 23 июня. В тот же день в "Экспофоруме" открылся гостевой проект — юбилейный Военно–морской салон "МВМС–2021".
В июле на площадке планируется Международный рыбопромышленный форум и выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia — 2021 (гостевой ивент для компании).
"У нас перенеслись на осень два запланированных на лето события: Петербургский инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT 2021 и выставка “Город собак”. Поскольку первое мероприятие формата b2b, я надеюсь, что компания ничего не потеряет. Участники и партнёры с пониманием отнеслись к ситуации, ждут мероприятия осенью. По “Городу собак” мы прекратили продажу билетов до активной фазы их покупок. Расходы по рекламной кампании составят около 500 тыс. рублей, — рассказывает генеральный директор компании “ЭкспоФорум–Интернэшнл” Сергей Воронков. — Требование сдачи ПЦР за 72 часа до мероприятия сделает практически невозможным его проведение для b2c–сегмента, но b2b–формат вполне реализуем".
Игра без правил
Генеральный директор EventyOn в Петербурге Алина Баева говорит, что, хотя её компания сейчас и получает от клиентов заявки на переносы и отмены мероприятий, их не так много — примерно 10%. Всё это ивенты, запланированные на ближайшие даты. "Мы больше теряем даже не из–за отмен, а из–за не совершившихся заявок. Мы возвращаемся в еженедельное планирование, дальше семи дней стараемся не загадывать", — поделилась Баева с корреспондентом "ДП".
Ассоциации СПИБА, объединяющей более 130 крупных и средних предприятий, было легче, так как там проводят деловые мероприятия только для компаний–участников. "В целом индустрия находится в тревожном состоянии. Невозможно распланировать мероприятия в среднесрочной перспективе. Уже привычной стала ситуация, когда кто–то из спикеров заболевает, и мы вынуждены срочно искать замену. Сюда примешивается и остальная известная история: переносы, отмены, поиск подходящих площадок для гибридных мероприятий", — говорит менеджер по маркетингу СПИБА Мария Захваткина.
По мнению генерального директора "Декор–ателье" Натальи Корчагиной, глобальная проблема сезона–2021 — не отмены как таковые, а постоянные изменения правил игры.
"Как производство, работающее не только в индустрии мероприятий, в случае запланированного снижения спроса мы бы перераспределили ресурс. А в этом сезоне дошло до демонтажа полностью смонтированных декораций", — подчёркивает Корчагина. Она также обращает внимание на сильные колебания рынка. Май этого года в Северной столице был настолько богат событиями, что индустрия столкнулась с кадровым голодом, нехваткой производственных ресурсов, запасов материалов у поставщиков. Анализировать финансовую эффективность от работы на таком "перегретом" рынке компаниям ещё только предстоит.
Места хватает всем
Сейчас в Петербурге, по оценке Алины Доброй, насчитывается около 30 деловых площадок для бизнес–, HR– и обучающих мероприятий, каждая из них вмещает от 150 человек. Большинство из них — конференц–залы при гостиницах, часть залов находятся в коворкингах и лофт–площадках на территории бывших заводов. Также сейчас строятся новые крупные объекты, где можно проводить деловые мероприятия, например пространство "К30". Также по–прежнему работают все пространства на территории гостиниц. Такие площадки спокойно вмещают до 200–300 человек.
Тенденция проводить бизнес–мероприятия в коворкингах и гостиницах оформилась в 2019 году. Это удобно: в номерах сразу могут разместиться все гости. В коворкингах можно арендовать офис и организовать мероприятия разных форматов. На конгрессно–выставочные площадки всё нужно привозить самостоятельно.
"Деловые мероприятия приносят площадкам в летний сезон примерно 10–15% выручки, а в целом по году — около 70–80%. Зимой начинается сезон корпоративов, летом — свадеб. А всё остальное время — это бизнес–мероприятия", — рассказывает эксперт рынка коворкингов Becar Asset Management Мария Казина.
Главным нервирующим фактором как для организаторов, так и для участников остаётся то, что решение о проведении или отмене мероприятия принимается, как правило, в последний момент. Но если для одних это означает лишь срочную перекройку графика поездок, то другим сулит огромные убытки. Их уже подсчитывают организаторы культурно–развлекательных мероприятий. О ситуации в этой сфере см. материал на стр. 12.
“
В одном известном учебнике было написано, как три кита (точнее, поросёнка) индустрии (Ниф–Ниф, Нуф–Нуф и Наф–Наф) собирали свои бизнес–модели из соломы, веток и кирпичей. Ситуация последних дней сложилась таким образом, что за год не только все материалы резко подорожали, но и к обитателям полянки пришли "санитары леса", которые определяют целесообразность происходящего. Безусловно, из соображений сохранения популяции, а не из чувства аппаратного голода. Мероприятия согласуются и отзываются с разницей в часы и минуты. А на самом верху этого мира стало увлекательным спортом вывести из–под запрета свою лигу, спортивное или деловое мероприятие, культурный проект. Зная, кто курирует проект, можно делать увлекательные прогнозы и смотреть за повышением ставок, пока с дистанции сходят менее сильные мира сего. Июнь и июль завершатся огромным количеством несостоявшихся и перенесённых мероприятий, часть из которых опять постучатся в дверь с надписью "онлайн". Тут важно гнать от себя случайно пришедшую на ум фразу: "Отмена онлайн–мероприятий". Ведь слово "вирус" давно живёт не только в мире людей и может поразить миллионы ивентов по ту сторону реальности. А дальше по отработанной схеме: иди получай согласование, разрешение, в обязательном порядке ставь антивирус и главное, докажи, что не от твоего онлайна переполнены больницы. Вот она бизнес–модель будущего, о которой и не мечтали великие создатели антиутопий.
Александр Корчагин
генеральный директор компании Stagepro
“
Мы интегрировали известный российский маркетплейс в одну из площадок Дня города в Петербурге — "Фестиваль мороженого" 29 мая 2021 года. Подготовка шла в течение месяца: масштабная застройка, производство, аренда, персонал… Но мероприятие пришлось отменить за 2 дня до старта по требованию Роспотребнадзора. Нас спасло чудо. 30 мая проходил марафон "ЗаБег", с организаторами которого удалось в экстренном режиме согласовать интеграцию. Стоит отметить, что организаторы фестиваля повели себя честно: организационный сбор вернули в полном объёме.
Антонина Балицай
генеральный директор Clever Marketing
“
Затишье после бури — так бы я назвала то, что происходит сейчас. После прошлого года, который прошёл очень тихо, у нас наступил период ударного труда: пошли ивенты с большими бюджетами, заказчики как будто сорвались с цепи, желая запрыгнуть в последний вагон. В мае и июне было очень много проектов, отменять не пришлось ничего, кроме одного корпоративного мероприятия, поэтому мы неплохо заработали. А потом началась новая волна… Теперь в профессиональном сообществе самая острая тема для обсуждений — обязательная вакцинация сотрудников.
Татьяна Строганова
директор Brand New Group