Петербургский "Самокат" стал российским лидером по приросту онлайн–продаж за последние 12 месяцев в сегменте e–grocery. Общий объём онлайн–продаж интернет–магазинов и сервисов доставки продуктов питания в мае составил 26,1 млрд рублей. Прирост по сравнению с маем годом ранее — 112%.
Согласно исследованию Data Insight, с мая 2020 года по май 2021–го продажи "Самоката" увеличились на 2,5 млрд рублей. На втором месте разместился "ВкусВилл" (+2,3 млрд рублей), а третье занял сервис экспресс–доставки "Яндекс.Лавка" (+1,7 млрд рублей).
Другой петербургской компании — "Лента онлайн" — за этот же период удалось увеличить продажи на 829 млн рублей. А "Пятёрочка Доставка" — на 920 млн рублей.
Лидерами по доле в общем объёме онлайн–продаж стали "ВкусВилл" (14%), "Самокат" (13%), "Сбермаркет" (12%) и "Яндекс.Лавка" (10%). "Суммарно на первую четвёрку приходится почти половина всех онлайн–продаж (48%)", — говорится в исследовании.
Доля "Лента онлайн" пока составляет только 3%, а "Пятёрочка Доставка" — 6%. Эксперты уверены, что с объединением петербургских активов "Утконоса" с "Лента онлайн" компания сможет увеличить свою долю на рынке.
При этом авторы исследования отмечают с мая по май снижение среднего чека с 2300 до 1440 рублей. Это объясняется тем, что сервисы с невысоким средним чеком растут быстрее рынка в целом.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев отмечает, что за прошедший год в сегменте появилось много новых компаний, соответственно, выросла конкуренция за каждого клиента.
В борьбе фирмы используют весь доступный им набор инструментов: совершенствуют ПО (улучшают мобильные приложения и сайты), проводят промоакции на различные группы товаров, снижают минимальную сумму заказа и обеспечивают минимальный порог покупки для бесплатных товаров.
"Так как услуга ещё довольно новая для покупателей, новички всё ещё могут занять долю на рынке и потеснить крупных игроков (за счёт хорошего анализа и грамотной рекламной кампании), поэтому у "Лента онлайн" есть шансы усилить позиции. Многое будет зависеть от топ–менеджмента и качества оказываемых услуг", — считает Деев.
По прогнозам Data Insight, по итогам этого года объём российского рынка e–grocery составит 250 млн заказов и 335 млрд рублей.
"Это соответствует росту за год в 3,6 раза по количеству заказов и в 2,6 раза — по объёму онлайн–продаж. Примерно половина всех заказов придётся на долю игроков, работающих по модели супербыстрой доставки из собственных дарксторов: “Самокат” и “Яндекс.Лавка”", — считают в компании.