С 1 июля система прослеживаемости выходит из тестового режима и станет обязательной для некоторых категорий товаров.
К прослеживаемым товарам будут относиться некоторые категории бытовой техники (например, холодильники и стиральные машины), электроники (мониторы), автотранспорта, а также детские коляски и кресла безопасности. Ретейлеры, импортирующие и продающие их, теперь должны сдавать отчёт, получать регистрационные номера, выставлять счета–фактуры с новыми реквизитами даже для физических лиц и перейти на электронный документооборот с контрагентами.
Отличие прослеживаемости от маркировки в том, что следят не за каждой единицей ввезённого товара, а за всей партией сразу. Отслеживать будут по документам — специально для этого вводят новые формы, дополняют реквизиты привычных регистров и даже меняют декларацию по НДС.
CEO сервиса "МойСклад" Аскар Рахимбердиев отмечает, что внедрение новой системы почему–то проходит тихо и незаметно, в отличие от маркировки, хотя закон касается важных и ходовых товаров.
"Мы опросили предпринимателей, оказалось, что многие даже не в курсе, что их ждут какие–то нововведения. Некоторые путают прослеживаемость с маркировкой. То есть государство действует отдельно, а бизнес — отдельно, в данном случае видна рассинхронизация, а с 1 июля начнётся паника, вопросы, штрафы", — предупреждает Рахимбердиев.
По оценке экспертов "МойСклад", самое сложное в прослеживаемости — это необходимость подключения электронного документооборота. Сейчас к нему подключились не более 30% предприятий малого и среднего бизнеса.
Соучредитель магазина товаров для новорождённых Gutikkid Сергей Ткачук подчёркивает, что намерение властей сделать рынок более прозрачным — правильное, но реализуется за счёт малого и среднего бизнеса. "Государство борется с нечестными предпринимателями и серым рынком, но по факту — с теми, кто работает “вбелую”. Те, кто работает “всерую”, не маркируют товар и не будут оформлять документы на прослеживаемый товар", — отмечает он.
"Государству важно защитить граждан от контрафакта, потому что он может нанести вред их жизни и здоровью. А если использовать оборудование без лицензий и проверок — могут случиться трагедии. От серых схем поставок товаров страдают и официальные производители, которые платят налоги, пополняют бюджет, — считает первый вице–президент “Опоры России” Павел Сигал. — Бюджет также недополучает прибыль от контрафакта, поэтому регулирование ужесточается".