Петербургский бизнес заработал на Чемпионате Европы по футболу около 3,5 млрд рублей
В пятницу, 2 июля, в Петербурге был сыгран последний матч чемпионата Европы по футболу. Стадион "Санкт–Петербург" вновь переименован в "Газпром Арену", а городской бизнес подсчитывает результаты нескольких горячих дней.
Всего в городе было сыграно семь матчей турнира. Их посетили около 130 тыс. болельщиков, каждый из которых заплатил за билеты от 50 до 225 евро. Эти деньги, как и другие доходы (реклама, продажа прав на трансляции и т. д.) забрала УЕФА. Часть средств будет выплачена принимающим сторонам, но сколько именно — ещё неизвестно. В 2018 году России досталось 5% доходов от бюджета чемпионата мира. На подготовку к проведению Евро–2020 Россия, по данным правительства РФ, потратила 3,19 млрд рублей.
Всего лишь песчинка
Болельщики получили более 132 тыс. FAN ID для посещения матчей в Петербурге, из них 90 тыс. — российские болельщики, говорил в конце июня министр спорта РФ Олег Матыцин. Часть из них — жители Петербурга. Источник, знакомый с ситуацией, оценивает их число примерно в 60 тыс. По мнению директора ассоциации "Лига туроператоров Санкт-Петербурга" Кирилла Соколова, Петербург посетили порядка 50 тыс. иностранных и иногородних болельщиков. Даже на фоне нынешнего скудного турпотока это "песчинка", указывает он. Например, только за майские праздники город принял порядка 250 тыс. туристов.
Игравшие в Петербурге сборные проводили в городе в среднем по два матча с перерывом 4–9 дней. Столько же жили в нём и их болельщики. "В среднем — неделю", — говорит вице–президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
В 2020 году комитет по развитию туризма Петербурга оценивал средний размер трат туристов в Петербурге в 42 тыс. рублей при 4–5–дневной поездке. Если округлить это до 10 тыс. рублей в день, получится, что болельщики оставили в городе порядка 3,5 млрд рублей. Для сравнения: по итогам ЧМ–2018 только иностранцы, по подсчётам Смольного, принесли городу 20 млрд рублей. Правда, и самих иностранцев в городе было около 600 тыс. Значительную часть денег болельщиков забрали гостиницы. По словам Алексея Мусакина, иностранные болельщики в основном бронировали четырёхзвёздочные отели, которые в этот период стоили 12–13 тыс. рублей в сутки. Россияне довольствовались уровнем две–три звезды за 6–7 тыс. рублей.
Центру повезло больше окраин
Бары и пабы зарабатывали, как правило, в дни матчей, независимо от того, в каком городе играли сборные. "Средний паб площадью 260 м2 в обычный день зарабатывает примерно 200 тыс. рублей, в выходные — 300 тыс., а если удачный матч, то и 360 тыс.", — сообщил "ДП" один из участников рынка.
"Когда играли россияне, выручка увеличивалась на 20–30%", — подтверждает совладелец сети "Квакинн" Владимир Постниченко.
Ближе всего к стадиону "Санкт–Петербург" расположен бар "Альпенхаус" Михаила Фейгельмана. Перед каждой игрой болельщики устраивали в нём аншлаг. Но сам Михаил Фейгельман утверждает, что значительного увеличения выручки не заметил, с учётом того, что чемпионат пришёлся на высокий сезон и отличную погоду, то есть его наполняемость была обеспечена в любом случае.
"Было бы здорово, если бы подобные мероприятия проводились зимой. Тогда для нас это было бы очень выгодно", — говорит он.
"Заметного роста выручки мы не обнаружили, — отмечает исполнительный директор объединения “Рестоград” Александр Ружинский. — Надо понимать, что гостевой трафик был направлен в основном на локации в центральной части города, вокруг фан–зоны и стадиона. То есть места в отдалении от центра, естественно, какого–то наплыва не ощутили. Сказать, что манна небесная посыпалась на рестораторов Петербурга, нельзя. Никто не говорит, что многократно выросла выручка".
После футбола — хоккей
"Для нас самое главное — это информационные эффекты, — заявляет глава комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. — Мы показали, что индустрия гостеприимства работает в полном объёме на высоком уровне качества и что Санкт-Петербург — площадка проведения крупнейших международных мероприятий".
Он напомнил, что город ждёт и другие большие международные мероприятия: в следующем году — финал чемпионата мира по хоккею, потом — "Формулу–1".
"Мы думаем, что туристический эффект от Евро–2020 сработает в следующем году, когда те, кто либо приезжал, либо не смог приехать, приедут уже с туристскими целями. Это “эффект кометы”, который работает после крупных мероприятий в течение полугода–года. Мы надеемся, что к тому моменту в мире начнут открываться границы для международного туризма".