ФНС хочет исчислять налоги для малого бизнеса самостоятельно, выставляя предпринимателям готовую квитанцию. Это может упростить жизнь, но расплачиваться придётся отказом от банковской тайны.
Ведомство пока не выпускало официальных документов. Но, исходя из сообщений пресс–службы ФНС, сейчас проводится предварительное исследование для определения основных параметров нового налогового режима. Малый бизнес готовы освободить от уплаты страховых взносов при условии увеличения ставки налога, взимаемого по упрощёнке, на четыре процентных пункта. Взамен ФНС сможет получать все данные об операциях по расчётному счёту налогоплательщика непосредственно у банка, а потом сама исчислять размер налога.
Налоговый период составит один месяц. Расходами при этом будут считаться только безналичные операции, проведённые через расчётный счёт или кассу. Зарплаты сотрудникам должны будут выплачиваться исключительно через банк, который станет агентом по исчислению и уплате НДФЛ.
Всё это должно привести к уменьшению бумажной волокиты. МСП освободят от бухгалтерского и налогового учёта, подачи отчётности по УСН, НДФЛ, страховым взносам. Кроме того, больше не понадобится отчитываться перед социальными фондами и Росстатом.
Представителям петербургского бизнеса в целом идея новой системы нравится. Их не пугает даже то, что налоговики будут самостоятельно следить за всеми их банковскими операциями.
"Этот шаг в любом случае был ожидаем. В конце концов, я не думаю, что кто–то в российском бизнесе считает, что все кредитные организации соблюдают банковскую тайну", — высказал мнение основатель петербургского бренда аксессуаров из кожи "Верфь" Илья Гольдин.
По его мнению, проект ФНС положительно скажется на бизнесе, в котором страховые взносы являются основной фискальной нагрузкой. Также это хорошо для микропредприятий. "В целом идею сокращения бумажной и административной работы всегда следует считать плюсом. Для себя самым важным в проекте ФНС я считаю освобождение от уплаты страховых взносов, поскольку у нас работает большое количество сотрудников на производстве", — добавляет Гольдин.
Руководитель практики юридической компании "Интерцессия" Григорий Скрипилев предупреждает: чтобы действия налоговых органов были обоснованными, а у предпринимателей была возможность отслеживать информацию о сведениях, предоставляемых банком, в законодательство могут внести ряд корректировок.
"Но нужно понимать, что ФНС и раньше могла запросить в банке сведения о той или иной операции, чтобы предотвращать появление мошеннических схем. Принципиально для субъектов малого и среднего бизнеса ничего не изменится. Нововведения сделают работу более прозрачной. Честно работающие предприниматели продолжат работу в прежнем режиме и смогут эффективнее распоряжаться деньгами, а для бизнеса, использующего серые схемы, сократится число лазеек", — заключает юрист.
Вице–президент "Опоры России" Павел Сигал неоднозначно относится к отказу от уплаты страховых взносов в обмен на повышенную ставку налога. "На данном этапе документ ФНС только прорабатывается, в него могут быть внесены изменения после диалога с экспертным сообществом и представителями разных отраслей. Однако нужно понимать, что повышение ставки налога на деятельность на четыре процентных пункта может быть выгодно не во всех сферах. Даже при условии освобождения от уплаты страховых взносов за себя и сотрудников", — полагает эксперт.