Участники круглого стола "Дотации и государственная поддержка бизнеса в 2021 году", организованного "ДП", обсудили главные проблемы предпринимателей в ковидную эпоху и пути их решения. Дискуссия вышла далеко за рамки заявленной темы и охватила как общие вопросы, так и сугубо практические нюансы, тормозящие развитие городского сектора МСБ.
Сохранить рабочие места
Встреча началась с выступления председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елены Церетели. По её мнению, в Петербурге сложилась достаточно системная инфраструктура поддержки МСП. В городе работают несколько общественных объединений, которые лоббируют интересы предпринимателей на всех уровнях. Елена Церетели напомнила, что возглавляемый ей Общественный совет является оператором национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Самым сложным моментом, требовавшим моментальной реакции, Елена Церетели называет прошлогодний локдаун: "В этот сложнейший период времени мы использовали свою возможность апеллировать непосредственно к первому лицу города. У людей была паника, они не понимали, как выстраивать трудовые отношения, когда по сути официально карантин не объявлен. Какие обстоятельства можно считать форс-мажорными. Как теперь работает миграционное законодательство. Мы не просто собрали эту информацию, мы превратили её в конкретные рекомендации руководству города, которые частично были услышаны. Мы получили добро от губернатора на то, чтобы не увеличивать кадастровую оценку имущества. Ведь любая дополнительная нагрузка чрезвычайно осложняет жизнь предпринимателям и может стать разрушительной. Эта мера коснулась 5600 предпринимателей".
К числу наиболее эффективных мер поддержки, принятых за последний год, она относит снижение ставки УСН, уменьшение страховых взносов с 30 до 15% и совсем свежую инициативу, согласно которой общепит сможет платить НДС 10% вместо 20%. Отдельно были выделены арендные каникулы для объектов госимущества. При этом она отмечает роль Торгово-промышленной палаты, которая сильно помогла тем, кто арендовал недвижимость у частных владельцев. ТПП сразу же начала выдавать документы, подтверждающие, что ситуация форс-мажорная и призывала арендодателей услышать просьбы арендаторов и пойти им навстречу. Тем же занимался и сам Общественный совет. В качестве конкретного примера была приведена история об отсрочке платежей для арендаторов "Пассажа" на Невском проспекте, которую предоставили ещё до принятия каких-либо официальных документов и решений, в результате переговоров, организованных при участии Общественного совета.
Тему развил председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков. Он подчеркнул, что, хотя в название круглого стола и вынесено слово "субсидии", но на практике говорить о них почти не приходится.
"Я прекрасно понимаю, что бюджет не резиновый. Но когда пришёл ковид, то большинство обращений было связано с просьбами дать денег. Многие получили в первую волну несколько выплат по 12 с небольшим тысяч на каждого сотрудника. Неплохо можно было кредитоваться и в коммерческих банках, и в Фонде содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Но самое главное — это всё-таки не финансовые меры, а административные. Понятно, что сейчас все ресурсы государства сосредоточены на системе здравоохранения. Мы не рассчитываем, что будут какие-то прямые выплаты. Однако, нужно сокращать давление на бизнес, находить инструменты, которые дадут возможность работать. Одной из самых эффективных федеральных мер было то, что все договоры аренды государственных земельных участков стало возможно продлить на три года. По городу это коснулось более тысячи предприятий, по стране — десятков тысяч. Не понимаю, почему не все пошли за этим продлением, но это их дело. Для общественного питания очень важным стало решение об упрощённом порядке размещения летних кафе. Принимая такие меры, город не получает прямых денег, но сохраняет рабочие места и налоговую базу", — описал ситуацию эксперт.
Нужна предсказуемость
Остановившись подробнее на том, что далеко не все предприниматели обращаются за положенными им мерами поддержки, Владимир Меньшиков пояснил, что этому есть несколько объяснений. Оказывается, некоторые бизнесмены, которые смогли пережить потрясения последнего года с минимальными потерями и не ощутили особых проблем, отказываются от госпомощи совершенно сознательно, предпочитая, чтобы льготные кредиты, отсрочки платежей и так далее, достались тем, кому это нужнее. Такое проявление корпоративной солидарности, пожалуй, можно назвать одним из немногих положительных результатов пандемии и вызванного ей экономического кризиса. Однако куда чаще встречаются предприниматели, которые не спешат обращаться за поддержкой из-за проблем с информированностью или доверием. Некоторые из них свято уверены, что никаких дел с государством вести нельзя и открывали бизнес именно для того, чтобы быть максимально независимыми от него. Другие же совершенно не следят за повесткой дня, просто пережидая текущие сложности и надеясь, что рано или поздно всё закончится само собой.
Владимир Меньшиков неоднократно подчеркнул, что главное, из-за чего переживают малые предприниматели — перспектива новых локдаунов. И события в Москве лишь подогревают эти страхи. Снизить напряжение могли бы чёткие предсказуемые правила: к примеру, ограничения работы тех или иных сфер автоматически вводятся после превышения установленного порога заболеваемости или смертности. Но пока власти, как федеральные, так и региональные, продолжают действовать ситуационно.
Краткий обзор мер поддержки, которые были анонсированы совсем недавно, в том числе президентом Владимиром Путиным в рамках ПМЭФ-2021, для круглого стола предоставил директор СПб ГБУ "Центр развития и поддержки предпринимательства" Лев Кузнецов.
"Новый "зонтичный" механизм поддержки кредитования малых и средних предприятий позволит сделать более доступным получение кредитов небольшими предприятиями нашего города, поскольку это уменьшит риски банков, и они станут чаще одобрять кредиты. Важным является то, что предприятия малого и среднего бизнеса смогут получить больше заказов у госорганов и госкомпаний, а также получить оплату за свои товары и услуги в более короткие сроки: обязательная доля сделок с МСП повысится до 25%, а предельные сроки оплаты по госзакупкам снизятся для МСП и СО НКО с 15 до 7 дней. Важным станет освобождение МСП с годовым доходом до 800 млн рублей от антимонопольного контроля. Также на уровне 800 млн рублей будет установлен порог контроля за сделками по слиянию и поглощению, их не надо будет согласовывать с ФАС. Кроме того, правительству РФ поручено уже в ближайшее время запустить постоянно действующую программу поддержки молодёжной занятости, включая меры содействия молодёжному предпринимательству", — рассказал он.
В 2021–22 годах ожидается также очередной раунд оптимизации налоговых льгот. В основном он коснётся предприятий с "туристическими" ОКВЭД 55 "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания" (кроме 55.9 "Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания"), 86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций" и 79 "Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма". Также на снижение суммы налога на имущество организаций и земельного налога могут рассчитывать арендодатели, снизивших плату арендаторам, связанным с туризмом. Кроме того, до 01.01.2024 продлены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН и УСН.
Проблемы масштабирования
Основатель компании Frontier Invest Мария Кузнецова привлекала внимание к проблемам франчайзеров — теме, которая совершенно несправедливо остаётся в тени.
"Мой бизнес заключается в том, что я масштабирую бизнес путём франчайзинга, привлечения инвестиций. И для всего бизнеса, который масштабируется путём франчайзинга, ситуация с пандемией явилась колоссальным стрессом. Франчайзи не могут платить дополнительные платежи, те же роялти, так как с трудом справляются с основными. Так как большинство франчайзеров лояльны к своей сети и их главная задача — помочь выжить своим франчайзи, они за свой счёт предоставляют им услуги, вводят какие-то скидочные программы, сами при этом теряя деньги. Мы пытались привлечь внимание к их проблемам. Говорили о том, что это настоящие герои, люди, которые создают новые рабочие места, дополнительную налоговую базу. И в этой ситуации про них вообще никто не говорит. Помимо всех основных проблем у них ещё и огромные обязательства в связи с ведением масштабированного бизнеса. На сегодняшний день мне удаётся им помочь при помощи привлечения частных инвестиций, потому что государственных мер поддержки почти нет. Ситуацию точно могли бы исправить какие-то вливания государственных средств, те же субсидии. Потому что регулирование — это помощь "вдолгую", а убытки люди терпят уже сейчас", — сообщила предпринимательница.
Её позицию поддержала Елена Церетели, напомнив о том, что в национальном проекте изначально было предусмотрено государственное софинансирование для открытия бизнеса по франшизе. Но из-за оптимизации затрат во время пандемии, норма исчезла. Участники круглого стола договорили объединить усилия для того, чтобы привлечь внимание государства проблеме поддержки франчайзинга.
Не загонять заёмщика в угол
О программах льготного кредитования рассказала региональный директор МСП Банка Елена Кузнецова. Она отметила, что в нынешней сложной ситуации политика банка — не загонять клиентов в угол. Некоторые заёмщики не рассчитывали, что ситуация с пандемией затянется так надолго и сейчас испытывают проблемы с возвратом кредитов. Если клиент своевременно обращается и обосновывает невозможность в текущий момент вернуть в полном объёме денежные средства, то проводится реструктуризация кредитов.
"Процентные ставки во время пандемии, при максимально низкой ключевой ставке у нас начинались с 7,75% годовых, а некоторые даже успели получить под 7,25%. Сегодня ставки чуть выше, они начинаются с 8,25%. Это связано, конечно, с повышением ключевой ставки. В ближайшее время будет введён дополнительный продукт, направленный на получение кредитов на инвестиционные цели для компаний из туристической сферы с максимальной процентной ставкой 5%. Мы работаем с разными потребностями клиентов и с разными клиентами, в том числе готовы финансировать компании, которые начинают буквально с нуля. Для получения инвестиционного кредита обязательно наличие бизнес-плана и финансовой модели. Для микрокредитов меньше 10 млн рублей не требуется бизнес-план, но будет чуть выше процентная ставка. Если речь идёт о приобретаемых объектах и других активах, то мы их же берём в качестве залогового обеспечения. В качестве залогового имущества мы можем привлекать Фонд кредитования и Корпорацию МСП, чтобы эти два института компенсировали залоговую массу", — описала предлагаемые банком инструменты Елена Кузнецова.
Она подчеркнула, что именно необходимость предоставления залоговой массы становится для многих малых предпринимателей главным препятствием для получения кредита. Поэтому возможность частичной компенсации залогового имущества — принципиально важна.
Дайте место для фудтрака!
Практическим опытом поделилась основательница сети кофеен "Море внутри тебя" Александра Афанасьева. "Мы постоянно как-то крутимся, что-то придумываем, выживаем как можем. Предприниматели — люди очень предприимчивые. Но хотелось бы, чтобы меры поддержки реально работали, а не просто существовали на бумаге. И чтобы общепит не закрывали по любому поводу. Видимо, у государства единственная мера борьбы с ковидом — это ограничение общепита. Непонятно почему. Давайте будем честны, посмотрим, сколько людей у нас в метро, в общественном транспорте, в магазинах. Нам надо, чтобы нас не трогали. А также хотелось бы всё же больше субсидий для начинающих предпринимателей. Отрасль пострадала, нужно как-то компенсировать эти потери. Неправильно будет, если на рынке останутся только крупные сети", — выразила она мнение, которое, наверное, можно считать своеобразным манифестом малого бизнеса.
Темой, вызывавшей, вероятно, самое активное обсуждение, стало сложное положение нестационарных торговых объектов. Александра Афанасьева рассказала, что во время первой волны пандемии смогла воспользоваться некоторыми мерами господдержки (в том числе и прямыми выплатами по 12130 рублей на сотрудника). Однако при сохранившихся ежемесячных накладных расходах в районе 500-600 тыс. рублей и катастрофическом падении клиентского трафика, это не слишком помогло удержаться на плаву. В результате было принято решение временно закрыть кофейню и сосредоточиться на развитии сети фудтраков в спальных районах, куда сместилась потребительская активность.
"Мой юрист тогда активно прорабатывал вопрос об установке фудтраков на государственной земле. Но нас просто игнорировали, была возможность встать только на частной земле. Что мы и сделали. Только это нас и спасло. Удалось распределить сотрудников из центральной точки на фудтраки, благодаря чему мы сохранили нашу кофейню. НТО очень тяжело установить на государственной земле, хотя зимой вышло распоряжение правительства, рекомендующее органам исполнительной власти содействовать развитию нестационарной торговли. Но по факту мы этого не чувствуем. Недавно мы устанавливали в Кудрово фудтрак и тоже поставили его на частную землю, но один из местных депутатов сейчас почему-то всячески пытается препятствовать нашей работе, без каких-то оснований. На сегодняшний день у меня простаивают шесть фудтраков, которые я просто не могу никуда поставить. Мой юрист стучится во все двери, но ничего не получается. Надеюсь, что в ближайшем будущем что-то решится", — рассказала Александра Афанасьева.
Елена Церетели подтвердила, что проблема установки фудтраков и в целом НТО на государственной земле — одна из наиболее острых для города. Этот вопрос постоянно поднимается на совещаниях и заседаниях различного уровня. Чтобы ускорить процесс и дать возможность бизнесу говорить напрямую с лицами, принимающими решения, глава Общественного совета пригласила Александру Афанасьеву войти в состав рабочей группы по вопросу НТО. Таким образом круглый стол "ДП" превратился в площадку не только для дискуссий, но и для практических решений.
“
Банк стремится создать комфортные условия для поддержания бизнеса наших клиентов. Мы не вводим дополнительных требований к стандартным при кредитовании, напротив, банк идёт по пути упрощения механизмов предоставления заёмных средств. В частности, наши постоянные клиенты могут воспользоваться предодобренными кредитами, а с марта 2021 года большая часть кредитных сделок проходит ускоренную процедуру рассмотрения на базе искусственного интеллекта.
Доля онлайн-заявок от клиентов малого бизнеса на кредиты, лизинг и факторинг в общем объёме обращений по Северо-Западу увеличилась до 95%. Реализована возможность заключения договора лизинга дистанционно через личный кабинет по программе "E-Leasing". Кроме этого появились скидки на покупку транспортных средств от "СитиМобил" и возможность приобретения транспорта без участия собственных средств по программе "Начнём с нуля".
Растёт объём онлайн-выдач беззалоговых кредитов. Так, в прошлом году их доля составляла 37%, а в текущем квартале уже превысила 70%. Минимальный период, за который клиент получает информацию о решении по заявке, составляет три минуты.
Если говорить о программах господдержки, то в 2021 году мы выдали более 3,5 млрд клиентам малого и среднего бизнеса в СЗФО в рамках госкредита под 3%. Сферы туризма, досуга и развлечений восстанавливаются медленнее других. Однако мы видим, что многие отрасли вышли на показатели, сравнимые с периодом до пандемии.
Виктор Вентимилла Алонсо
председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
“
В 2020 году основные программы Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства были дополнены с целью помощи сферам бизнеса, не вошедшим в федеральный перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Список ОКВЭДов был значительно расширен по заявкам предпринимателей — прежде всего, по программе займов без залогового обеспечения, которые предоставлялись предпринимателям на цели выплаты заработной платы. Мы проводили беседы со всеми бенефициарами, изучали бизнес и в максимально сжатые сроки могли предоставить денежные средства на расчётный счёт предпринимателя.
Кроме того, была введена дополнительная программа в целях возобновления деятельности, также в рамках беззалогового финансирования. В данном случае предприниматель мог расходовать средства не только на заработную плату, но и на пополнение оборотных ресурсов предприятия. Конечно, мы работали по нашим основным направлениям: программе предоставления поручительств фонда по кредитам, банковским гарантиям, лизингу, с совокупным объёмом до 100 млн рублей для одного заёмщика. В таком случае предприниматели могут привлечь финансирование при отсутствии необходимого залогового обеспечения. В рамках второго направления деятельности Фонд предоставляет залоговые займы до 5 млн рублей по льготным ставкам по программе микрофинансирования.
В период пандемии были введены различные льготные программы со ставками 1%, 3% и 5%. В 2020 году, по решению правительства, фонд получил из регионального и федерального бюджетов дополнительную капитализацию в размере более 3 млрд рублей. Данные средства частично направлены на реализацию программы предоставления поручительств фонда, частично на залоговую программу по микрофинансированию, но большая часть в сумме 2,5 млрд рублей — и дополнительно в этом году выделено 100 млн рублей за счёт средств накопленной прибыли фонда, направлено на предоставление займов без залогового обеспечения. Благодаря программам беззалоговых займов в 2020 году мы смогли поддержать в городе более 12,5 тыс. рабочих мест, и около 4 тыс. — в 2021-м. Сейчас фонд продолжает работать по программе займов с залоговым обеспечением: пока по данному направлению достаточно средств. Также мы сосредоточимся на работе в рамках программы предоставления поручительств.
Александра Питкянен
Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса