Петербург легче других регионов переживёт закрытие белорусского транзита из Европы. Тем не менее перевозчики будут тратить больше времени на поставки. Кроме того, видимо, придётся забыть о санкционных продуктах, которые притворялись белорусскими.
Во вторник, 6 июля, президент Белоруссии Александр Лукашенко дал поручение ограничить транзит товаров из Германии в Россию через свою страну. "Пусть через Финляндию в Китай и Россию поставляют свою продукцию. Или через Украину — там хорошие дороги — пускай едут и поставляют туда", — заявил он членам правительства Белоруссии.
Это было сделано в ответ на санкции, которые ввёл Совет Европы. Их причиной, в свою очередь, послужила принудительная посадка самолёта Ryanair в Минске 23 мая 2021 года.
Белоруссия является для России и Европы ключевой транзитной страной, грузы через неё перемещаются всем видами транспорта, кроме водного. "В этой связи все маршруты товаропотоков, здесь у нас есть и ЕврАзЭС, и двусторонние российско-белорусские режимы, самым тщательным образом прорабатываются по линии правительств", — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Белоруссия — активная транзитная зона для товаров, которые следуют из Европы в Россию, — комментирует генеральный директор таможенного брокера Meridian Жанна Лучко. — Большинство импортёров, которые закупаются в Европе, предпочитают перевозить груз наземным транспортом, а не морем. У такого логистического решения два основных преимущества: оптимальное соотношение цена/срок и возможность воспользоваться складским сервисом прибалтийских стран".
"Запрет на транзит грузопотока из Германии вынудит импортёров к пересмотру логистических цепочек, — продолжает она. — Вариант транзита через Украину возможен, однако, как показывает практика, таможенный контроль там усиленный, нередки досмотры, а это означает задержку минимум на 1-2 дня".
Через Белоруссию везут практически все виды товаров, говорят участники рынка. "Если говорить именно о Германии, то чаще всего это оборудование, запчасти, электроника, лекарства и сырьё для их производства", — перечисляет Жанна Лучко. Мебель, строительные материалы, технику, не попавшие под санкции продукты питания называет президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
Отдельным направлением поставок стала санкционная европейская продукция, которую ввозили под видом белорусской. "Мы же с вами помним истории про креветки белорусские", — отмечает Владимир Матягин.
По его мнению, Петербург пострадает меньше других регионов России. "На Петербург можно и через Литву идти", — напоминает эксперт. Однако на границе с прибалтийскими странами нередки заторы, поэтому большинство перевозчиков предпочитали ездить через Белоруссию, говорит заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в СЗФО Илья Черников.
"Если будет реальный запрет транзита, то это плохо для всех, начиная с белорусов, которые на этом очень прилично зарабатывали всегда, и кончая отправителями и получателями грузов с двух сторон", — уверен генеральный директор компании "Инфомост" Борис Рыбак.