Не исключено, что московский опыт поощрения бизнеса за успехи в вакцинации может появиться и в Петербурге. Предприниматели оценивают его по-разному: кто-то вакцинирует свой персонал и так, кто-то не готов заниматься принуждением. В Смольном пока многозначительно молчат.
Во вторник, 6 июля, мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о поощрении бизнеса, вакцинирующего своих работников. Первые 100 предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые выполнят требование о полном завершении вакцинации 60% персонала и более, получат гранты из бюджета столицы в размере уплаченного за последний год НДФЛ (не более 5 млн рублей на одну компанию). Кроме того, все предприятия общепита, соблюдающие требования по использованию QR-кодов, получат гранты на оплату коммунальных услуг за третий квартал 2021 года.
Меры, принимаемые для борьбы с коронавирусом в Москве, зачастую служат примером для других регионов России. Петербургские власти пока не готовы сказать, сделают ли они что-то, подобное последней столичной инициативе. "Я им в чат кидала как идею. Но что-то, похоже, не вдохновились. Никак не прокомментировали", — рассказала "Деловому Петербургу" общественный омбудсмен индустрии красоты в Петербурге, владелица сети "Лаки лайк" Лялья Садыкова. В пресс-службе комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга оперативно не ответили и на запрос "ДП".
Между тем мнения самих предпринимателей о поощрении вакцинации разделились. Поддерживают такую меру в основном те, кто работает в сфере услуг и сильнее всего страдает от всевозможных ограничений. "Считаю, что такая практика скажется положительно и замотивирует", — уверена Лялья Садыкова.
"Мы бы поощрили этими деньгами сотрудников. Мы и так думали сделать это своими деньгами", — говорит совладелица сети "Толстый фраер" Надежда Любина.
"К нам это относится в меньшей степени, потому что мы и так подошли к вакцинации очень серьёзно, — рассказывает владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы. — Мы считаем, что это абсолютно в наших интересах. Во-первых, мы контактируем с неограниченным кругом лиц, то есть это наша прямая обязанность и наша ответственность. Во-вторых, сфера услуг — это очень персоналоёмкая сфера, у нас огромное количество сотрудников, поэтому мы понимаем, что чем быстрее мы пройдём вакцинацию, тем быстрее мы выйдем из нынешней ситуации. Наша отрасль самая пострадавшая, поэтому для нас никаких дополнительных стимулов, в общем, не нужно. Мы, наоборот, сами стимулируем персонал не только просветительской работой (пару раз у нас уже были семинары со специалистами), мы оплачиваем линейному персоналу смену в подарок, менеджменту — один выходной к отпуску. Плюс мы занимаемся непосредственно самой организацией вакцинации с медучреждением. Поэтому для нас это не настолько актуально. Мы были бы, конечно, не против, но для нас это не определяющее. Мы сами готовы платить, чтобы получить привитый персонал".
Но есть и те, кто не готов стимулировать свой персонал к вакцинации. "Как можно заставить вакцинироваться человека, который только что переболел? У меня рука не поднимается. Чем меньше бизнес, тем сложнее достичь нужный процент, потому что всегда найдутся люди, которые только что переболели или имеют медицинские противопоказания", — рассуждает генеральный директор турфирмы "Арт-тревел" Мария Ушакова. При этом она уверена, что "любая мера поддержки хороша".
"Я не могу играть жизнями людей, это не моё кредо. Я не врач, я не могу быть экспертом в том, насколько это опасно или безопасно", — заявляет директор фабрики "Труд" Алексей Голубев.
"Вакцинация — это сугубо про здоровье, и каждый сотрудник вправе принимать самостоятельное решение, — уверена индивидуальный предприниматель Татьяна Волощенко, работающая в сфере торговли непродовольственными товарами. — Я не могу никак против воли сотрудника навязать это видение. А получается именно таким образом — государство меня обязывает. Я считаю, что это в корне неправильно, так нельзя".