Специалисты Росстата впервые рассчитали долю нефтегаза в структуре российской экономики. По итогам 2020 года она сократилась с 19,2% до 15,2%, что исходя из ВВП в текущих ценах за прошлый год составляет 16,3 трлн. рублей из почти 107 трлн.
О снижении показателей сообщил замначальника отдела произведенного ВВП Управления национальных счетов Росстата Павел Максимов. Эксперт отметил, что представления о более высокой доли нефти и газа как правило связаны с их ролью в экспорте.
При первых подобных расчётах в методологии Росстата анализировались показатели предприятий, ведущих деятельность по добыче сырой нефти, природного газа и производству продуктов их переработки. Это первичный подсектор, на долю которого приходится около 72% всего нефтегазового сектора.
Также оценивался вторичный подсектор — к оставшимся 28% относятся предприятия по производству товаров и услуг, связанных с добычей нефти и газа, их переработкой, транспортировкой и продажей потребителю. В будущем система подсчётов может быть усовершенствована путём оценки расширенного вклада, в который может войти добавленная стоимость. Она, в свою очередь, создаётся сектором образования (обучение специалистов для работы в нефтегазовой отрасли) и секторами, обеспечивающими функционирование нефтегазового сектора.
В разговоре с РБК эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко отметила, что 15–20% для нефтегазового сектора является средним по миру для крупных нефтегазовых стран. Для примера — в США этот показатель составляет 8%, в Канаде — 10%, в Казахстане — 13,3%, а в Норвегии — 14%. Безусловными лидерами в этом плане являются ОЭА и Саудовская Аравия с показателями в 30% и 50% соответственно.